Усачев против Михайлова:

На этой неделе Президиум Государственного Совета Коми должен выбрать один из вариантов «антимусорного Закона».

Первым – еще в феврале - на обсуждение депутатов был вынесен Проект Закона «Об обращении с отходами производства и потребления в Республике Коми».

Инициатор – депутат от КПРФ Олег Михайлов. Судя по некоторым опечаткам, наши коммунисты  воспользовались аналогичным документом Алтайского края.

Каких-то официальных замечаний и предложений к этому проекту не было. Во всяком случае, мне найти их в интернете не удалось. Хоть и искал.

Затем наш Госсовет создал межфракционную рабочую группу под предводительством депутата-единоросса Сергея Усачёва.

Местный отряд специалистов и депутатов вынес на обсуждение свой Проект: «О некоторых вопросах обращения с отходами производства и потребления в Республике Коми».

Сейчас он находится в стадии доработки после общественного обсуждения. По объему, качеству проработки отдельных пунктов он отличается от проекта коммунистов.

Но в чем принципиальное отличие?

На митингах и в интервью Олег Михайлов заявляет, что коммунисты ввоз мусора из-за пределов республики запрещают, а «едроссы» разрешают. Понятно, что вслед за этим митингующие дружно клеймят позором правящую партию.

Но тема митингов – отдельная. Ситуация на Шиесе очень вовремя вобрала в себя вообще все протестные настроения: от пенсионной реформы до колониальной политики Москвы вообще и  «масковской» свалки в частности.

Так что самый крупный протестный митинг в новейшей истории Коми нельзя назвать случайным.

И заслуга КПРФ в том, что партия сумела организовать и оформить протестное волеизъявление народа. Пять с лишним тысяч митингующих для небольшого Сыктывкара – сигнал зримый и грубый.

Но на митингах пункты законов обсуждать глупо. Людей не они возмущают, а само беззаконие в принципе. Ведь даже по действующему законодательству – свалка в Шиесе незаконна.

А здесь можно спокойно сравнить: а чем «проект Михайлова» отличается от «проекта Усачёва» принципиально? Правда ли, что первый запрещает, а второй – разрешает?

Итак, пункт 4 закона «коммунистического:

4. Ввоз на территорию Республики Коми отходов, не являющихся вторичными материальными ресурсами, для размещения запрещается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

А вот пункты из этого самого федерального закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления».

Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

3. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.

Ну, и в чем тогда грозный запрет четвертого пункта коммунистов, если именно федеральным законодательством «иное» как раз и предусмотрено?

«Усачёвцы» поступили просто хитрее:

Статья 6. Соглашение между Республикой Коми и другим субъектом Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами

 1. В соответствии с пунктом 10 статьи 24 6  и пунктом 3 статьи 24 7 Федерального закона между Республикой Коми и другим субъектом Российской Федерации может заключаться соглашение по вопросам транспортирования твердых коммунальных отходов, образовавшихся на территории одного субъекта Российской Федерации, в другой субъект Российской Федерации, а также обработки, утилизации, обезвреживания и размещения указанных отходов на территориях субъектов Российской Федерации (далее – Соглашение). 

Это прописано в Федеральном законе.

Мы имеем право только уточнить:

3. Соглашение по транспортированию в Республику Коми твердых коммунальных отходов, образовавшихся на территории другого субъекта Российской Федерации, может заключаться только для обработки и дальнейшей утилизации таких отходов.

6. По проекту Соглашения и изменений в него проводится общественное обсуждение в порядке, установленном Главой Республики Коми. 

7. Подписание Соглашения (изменений в него) от имени Республики Коми осуществляется Главой Республики Коми. Заключение Соглашения (изменений в него) утверждается законом Республики Коми.

Такой порядок и условия ввоза постороннего мусора на практике делают его невозможным. Хотя это и не противоречит федеральному законодательству.

И опять же – из практики: законные митинги и протесты в связи с Шиесом вызваны отнюдь не отсутствием нужных законов. Возмущает именно грубое игнорирование общих для всех правил в угоду непонятно каким (хотя в принципе понятно) интересам больших и далеких от народа начальников.

Но ведь и внутри республики (да по стране в целом) «мусорная реформа» буксует не из слабой законодательной базы.

Для нормального исполнения может и не самого хорошего, в принципе, но - закона(!) - тупо не созданы условия. В сделанных наспех территориальных схемах куча ошибок, неточностей и просто глупостей, на основании которых посчитан завышенный тариф на услуги регионального оператора.

Законных полигонов, мест временного хранения и простейших контейнеров катастрофически не хватает… О раздельном сборе и переработке просто умолчу – не о чем говорить.

Нет! Можно и нужно митинговать. Власти должны слушать и хорошо бы еще научились правильно воспринимать «глас народа». И такие вожди, как Олег Михайлов – объективная потребность.

Но в практической плоскости нужны другие подходы. А то опять получится: как всегда.