Минувшей зимой судьба свела меня с одним человеком. Он рассказал мне историю, которой я, в свою очередь, испросил у него разрешения поделиться с читателями «7х7». Возможно, кому-то этот рассказ покажется самым обычным для нашей страны делом, но вот я — в который раз — задаюсь вопросом: наступит ли время, когда отношение к собственности в России станет таким, чтобы позволить, подобно жителям иных не самых бедных стран, говорить о ней — чужой собственности — как о чем-то абсолютно неприкосновенном?..

Я обязательно открою настоящее имя моего героя — чуть позже, а пока назову его просто Жан. Я уверен, что кто-то из вас узнает в нем своего друга или знакомого, а то и самого себя.

Итак, мой знакомый — бизнесмен. И как многие его коллеги в начале 1990-х, начинал он с импортных операций. Насытить внутренний рынок страны заграничным дефицитом — на этом обоснованно сосредоточились многие предприниматели средней руки.

— Кредитование было тогда ещё не очень развито. Один знакомый перед отъездом на ПМЖ в Израиль подарил мне заброшенную арку на Садовой-Черногрязской. Я на собственные деньги переоборудовал арку в люксовый магазин и стал торговать бельгийскими коврами, — рассказал мне бизнесмен. — Этот магазин потом Лужок [Юрий Лужков, мэр Москвы в 1992–2010 годах] у нас отнял, чтоб ему пусто было!.. Его правой рукой по «взаимодействию» с бизнесом был Виктор Дамурчиев — руководитель Департамента земельных ресурсов Москвы. Он попался на взятке и был по-тихому уволен ровно через месяц после отставки Лужка.

Наезд московского начальства произошел позже, а поначалу дело Жана шло в гору. Настолько, что он вместе с другими партнерами основал Благотворительный фонд «Мицва». Согласитесь, не такое уж распространенное явление для коммерсанта-посредника образца девяностых. Фонд более 20 лет работал на разных направлениях — в основном помогал малоимущим, раздавая продовольствие. Кто помнит девяностые, тот знает, как тогда приходилось сводить концы с концами миллионам граждан...

Что во всём этом особенного? Не торопитесь. Это лишь начало истории.

Продолжение следует...