У меня она общая (пока), все там: и свет, и отопление, и горячая вода. Общей сложностью чуть больше 4000 рублей за 50 квадратных метров. Я уже смирилась, если честно, хотя внутренний голос орет – Наташа!!! 80 рублей за квадратный метр это как-то слишком! Давай заведем датчики на батареи, если уж счетчиков на воду и электричество не хватает, - говорит внутренний голос. Я с ним не согласна. Нутром чую, где-то меня обманывают. Где-то сдирают с меня на другие нужды, не столько возмещая затраты на производство и транспортировку всякого рода энергию, сколько покрывая разные накладные расходы и получая неплохой доход.

Львиная доля (563 рубля за 2,7 куба горячей воды, 1275 рублей за отопление и 597 рублей за электричество = 2435 рублей из 4250 руб за апрель) пришлась на разные источники энергии - тепло или электричество.

Почему так дорого? Откуда такие цены? Ведь в республике производится достаточно энергии, чтоб можно было понизить тарифы. Вопросы почти риторические, никто мне на них не ответит.

На исходе первого десятилетия этого века Республика Коми характеризовалась в правительственных докладах как энергоизбыточная. В регионе насчитывается 1356 электростанций (http://komirec.ru/energo/SIPR-2018-2022.pdf). Из них по производству электроэнергии лидирует Печорская ГРЭС, на втором месте ТЭЦ Монди СЛПК, на третьем – Сосногорская ТЭЦ. ПО производству тепловой энергии на первом месте ТЭЦ Монди СЛПК, на втором Сыктывкарские тепловые сети, на третьем – Ухтинские тепловые сети. ТЭЦ Сыктывкарского ЛПК строилась изначально с целью энергообеспечения собственных производственных нужд и может у них ситуация как-то по другому обстоит? Все же они работают на своих мощностях, так как же?

Оказывается, все очень непросто.

С 2010 года промышленность, владеющую генерацией более 25 МВт обязали продавать энергию только на оптовом рынке. То есть вся мощность сливается в сеть Минэнерго, а потом выкупается по рыночным ценам. Исключения могли бы составить предприятия, которые вырабатывают мощность ниже обозначенной или используют 75% на собственные нужды. Там есть еще уточнения, как то: если основное топливо ТЭЦ – побочные продукты производства (попутный, доменный, коксовый газы или кородревесные отходы и черный щелок в случае с ТЭЦ СЛПК).

А если еще точнее, то предприятие производит энергию, продает ее в полном объеме в федеральные сети и выкупает в необходимом количестве для своих нужд.

Вот что писал «Коммерсантъ» в 2016 году: если, к примеру, себестоимость энергии для розницы у ТЭЦ Монди СЛПК составляла 1479 рублей за МВТ/ч, то на опте ее цена составит уже 3028 МВТ/ч. То есть дополнительные расходы моментально возрастают на 2,5 миллиардов рублей в год. Варианты рассматривались разные, такие как вывод части мощностей ТЭЦ, чтоб уложиться в 75% на собственные нужды или же поднять отпускные тарифы, но эти варианты в конечном итоге ударят по жителям Эжвинского района, для которых ТЭЦ – единственный источник тепла, кроме того, пострадает и весь регион, 17% потребностей в электроэнергии которого обеспечивает ТЭЦ.

Мне не совсем понятна логика такого подхода к продаже и покупке энергии. Если представить себе фермера, который вырастил картохи в расчете на себя, свою семью и реализовать излишки на базаре, то получается, что фермер все корнеплоды должен сначала продать колхозу по закупочной цене, а потом выкупить для себя и своих потребностей свой же продукт по цене рыночной? Причем выкупить, рассчитав точное количество продукта, чтоб дотянуть до следующего урожая. Если вдруг купит с запасом, а запас останется не употребленным - фермер будет наказан. Ерунда какая-то, но в ситуации с электроэнергией дело так и обстоит.

Ряду предприятий в России выхода на опт удалось избежать (например, Новолипецкий металлургический комбинат заявил, что использует на собственные нужды всю вырабатываемую энергию). Другим предприятиям предоставили отсрочку до 2016 года (тем, кто работал в рознице до 2011 года). ТЭЦ Сыктывкарского ЛПК подпадала как раз под категорию предприятий с отсрочкой выхода на опт. Но с 2016 года формальных оснований для невыхода на опт у компании не появилось, все ходатайства РАО «Бумпром» улетели в пустоту. А все потому, что «ситуация вполне устраивает монополиста в лице региональных энергосбытов, не желающих конкурировать с генерацией промпредприятий», как сказал вице-президент РАО «Бумпром» Ю. Лахтиков https://www.kommersant.ru/doc/2972864.

Что будет дальше – не знаю. Как частный потребитель я жду очередного роста цен на свет и тепло. Чего ждут предприятия, покупающие у Минэнерго энергию собственного производства по оптовым ценам? Да того же самого ждут, кажется мне.