Сорта изарня "свечной четверг" – третий день первой праздничной недели Кугече арня праздничного комплекса Кугече; приходится на четверг Кугече арня, что соответствует четвергу Страстной недели в русской православной традиции. В этот день совершается главное действо праздничного комплекса Кугече — поминовение, чествование покойников; им ставят свечи, угощают.

«Самые поминки, или угощение покойников, в Великий Четверг состоят в следующем. В одном из углов на лавке (только не за обыкновенным столом в переднем углу), расставляются для умерших блины, печёные яйца, мёд, пиво, щи, водка, уха. Знакомый с обрядами старик берёт свечи и начинает раздавать их покойникам. Сначала даёт две свечи киамáт-тöрá (судье) и сабышу, по вятскому выговору саусу (его помощнику), начальствующим в загробном мире, со словами: «Вот, вам такой-то даёт свечу; старых людей, т. е. умерших, вы на праздник отпустите, им светлые дни дайте» Свеча прилепляется к чашке, стоящей на столе, или же к дощечке, прибитой к стене над лавкой, причём всегда произносится: «Шужы» («Дошло бы»). Следующие свечи ставятся умершим родственникам: отдельно отцу, деду, прадеду, бабке и приятелям; последняя свеча сиротам, у которых на земле нет живых родных. Ставя свечу, старик каждый раз приговаривает: «Вот, такой-то тебе свечу ставит, при свете ходи», и затем прибавляет: «Жить помогай!» После раздачи свечи зажигаются и начинается самое угощение. Для умерших родственников ставится одна общая большая чашка, куда все присутствующее отделяют руками, без помощи ножа, по кусочку от всякого кушания и отливают немного пива. Куски кладутся с приличными случаю благопожеланиями: «К старым людям (т. е. умершим) ушли, хлеба-соли у вас вдоволь было бы, не евши, не пивши не ходите; богаты, счастливы будьте, при свете ходите, жить помогайте, не пугайте, скотину не скрывайте, семейство не расстраивайте».

Скрывать долгое время скотину где-нибудь в лесу или чужом поле, производить ссору между членами семьи – умершие позволяют себе особенно тогда, когда их родные очень долго не поминают.

По окончании поминовения чашка выносится на двор и содержимое выбрасывается собакам, которые, по понятиям черемис, оберегают дом и хозяина от непрошеных гостей с того света. Если собаки усердно рвут подачку, то это лучший знак того, что умершие довольны угощением. Другое дело, если собаки едят смирно или без аппетита: тут всё дело пропало, хоть снова поминай.

Вместе с кушаниями выносят и бросают огарки от свеч, так как, по черемисскому поверью, покойники уходят из избы вслед за выброшенным им на двор угощением и могут захватить кстати и свечи с собою.

С уходом умерших начинается пир у живых, который длится два-три дня» [Васильев 1904, № 24, с. 769–770].

Источник