На прием Натальи Ивановны Агафьевой, начальника ГСУ ГУ МВД по г. Москве, прибыло 7 заявителей по записи и несколько человек, предварительно не записанных. Глава следственного органа столицы решила принять всех. 
Как заместитель председателя Общественного Совета при ГУВД я участвовал вместе с ней в проведении приема. 

Первым пришел пожилой мужчина, который жаловался на то, что его, представителя потерпевшей, решили допросить в качестве свидетеля по делу. «И, когда меня допрашивали, — рассказывал он, — в кабинет вошел вооруженный мужчина. Я думаю, он хотел подкинуть мне наркотики. Меня не обманешь, я про такие случаи читал». Общими усилиями убедили его, что подброс наркотиков ему, слава Богу, не грозит. Вроде бы поверил. 

Следующие посетительницы — адвокат и обвиняемая в мошенничестве начальницам кредитного отдела банка — рассказали о ситуации более сложной. В некоем банке было похищено более 400 млн. руб. Фактический владелец банка был арестован. Однако другие лица, причастные к хищению средств, благополучно избежали ответственности и не являются даже свидетелями. Зато была обвинена в мошенничестве начальник кредитного отдела банка, которая сама стала жертвой обмана со стороны лже-директоров фирм. 
Начальник отдела, следователь которого ведет дело, ни на один наш вопрос о предполагаемых нарушениях ответить не смогла. Наталья Ивановна дала указания по расследованию дела.

Да заявителя пришли по делу о незаконной банковской деятельности. Один из них подал следователю более 200 ходатайств; многие из них рассматриваются несвоевременно, и его это возмутило. Как выяснилось, все заявленные ходатайств имеют отношения к выводам, к которым может прийти следствие. 

Выяснилось, что вся техника, изъятая по делу, вскоре после ее изъятия, работать почему-то перестала, выписки из телефонов сделаны не при помощи изготовления скрин-шотов, а от руки, более того — с телефона исчез IMEI. Выяснилось, что следователь, который вел это дело в прошлом году, за нарушения уволен из следственных органов. 

Уже, когда посетители ушли, Н.И. Агафьева потребовала от начальника следственного отдела тщательно проверить все доводы заявителей, и , если есть доказательства вины по ст. 172 УК РФ после устранения нарушений направлять дело в суд, если же будет установлено, что обвиняемые не виновны, хотя некоторые из них уже и провели некоторое время под стражей, дело прекращать. 
«Нельзя допускать, чтобы дело было направлено в суд любой ценой».

Еще по одному сотрудники ФСБ задержали граждан, которые продавали огромный бриллиант. Дело было возбуждено по ст. 191 УК РФ. Интересно, что и из показаний обвиняемых, и из записей видно, как продавцов камня настойчиво убеждают вытащить его из оправы: иначе, якобы, невозможно провести экспертизу его подлинности. В итоге продавцов обвинили в том, что они продавали не ювелирное изделие, а камень.  К тому же в процессе расследования дела камень украли. Правда, потом нашли.

Наталья Ивановна предстала передо мною человеком, который не дает бездушным следственным жерновам раздавить маленького человека. Ее здравый смысл и профессионализм является защитой от беззакония и произвола.

Покидая приемную ГУВД я думал о том, что надо сделать для того, чтобы следственный механизм работал сам по себе без того, чтобы начальник ГСУ по много — много часов принимал измученных и отчаявшихся людей.

Около 5 вечера я ушел, а Наталья Ивановна осталась принимать тех, кто прибыл без записи.

Оригинал