Через немецкие лагеря прошел брат моей бабушки, Яков Трофимович Ткаченко. На фронт он отправился в июле 41-го, вскоре попал в окружение, повоевать толком и не успел. Из первого лагеря бежал, но поймали. Били, каким-то чудом не расстреляли и законопатили в особо охраняемый лагерь, откуда было уже не сбежать. Выжил там себе на удивление, дотерпел до подхода освободителей. Но мирной жизнью на Родине наслаждался недолго — умер молодым, все-таки не смог оправиться от тех лет. Отец его видел в самом раннем детстве и запомнил не очень хорошо, но один яркий эпизод ему прямо впечатался в память.

Говорит, как-то сели за стол, и на колени к дяде Яше запрыгнул котенок. Тот поднес котенку свою ложку, котенок полакал и убежал, а он продолжил этой ложкой есть. Бабушка моя, его сестра, стала ругаться: мол, что ж ты после зверя-то? А дядя Яша засмеялся: да котенок-то чистенький, чего брезговать, я сколько с собаками из одной миски жрал, мне ли нос воротить! И рассказал детям историю.

Кормили пленных очень плохо, люди пухли и мерли от голода. И несколько отчаянных солдат, он в том числе, приноровились воровать кашу… у караульных псов.

Вокруг лагеря был забор внешний, высокий, и внутренний, попроще. Между ними — несколько метров земли, ступать на которую нельзя. И по земле этой бегали собаки, натасканные на человечину. Кто из пленных туда сунется — собаки порвут, ну, а охранник на вышке, если будет необходимость, среагирует на поднявшийся шум и добьет. Кормили псов там же, на запретке, выносили им миски с едой. А пленные тянули жребий, кому туда лезть. Вытянувший длинную соломинку перебирался через забор и хватал из миски, что мог. Главное, объяснял дядя Яша, не кинуться на эту еду там же, сразу. Пока рычишь и зубы скалишь — собаки, может, и не прыгнут. Будут кружить, лаять, пугать, но есть шанс отбрехаться и отползти обратно к забору. Кидай все за ворот, под рубаху, переберешься живым к своим — поделите. А если положил что в рот, рычать перестал — собаки набросятся и разорвут, имели возможность убедиться неоднократно...

И вот эта картинка — оголодавший, доведенный до отчаяния человек, который рычит и кидается на собак, а они рычат на него, и все из-за миски каши — отца настолько впечатлила, что он до сих пор вспоминает этот разговор с каким-то ужасом.

А мне еще вот что здесь кажется важным. Понятно же, что охранники-немцы на шум не обратить внимания никак не могли. Видели все с вышек, но не стреляли — наверное, гарнизонная жизнь им пресной казалась, а тут такое представление и, главное, азарт! Интересно же: растерзают псы русиша или он сорвет куш и сбежит с кашей за пазухой? Изысканное развлечение для господ арийцев…

Оригинал