Когда нынешние историки говорят, что за триста лет ни одна вражеская нога не ступала по улицам Тамбова, то они не совсем правы. В начале прошлого века Тамбов очень даже легко оккупировали большевики, сговорившись для этого с китайцами и латышами. 

Пришлые пролетарии начисто извели окрестных вольных хлебопашцев и купцов, оставив тамбовцам лишь право славить вождей, держать кукиш в кармане и торговать семечками. Сгоряча Тамбов хотели переименовать в честь красного командира Тухачевского, но пока согласовывали бумаги да принимали резолюции, красный командир оказался врагом народа. Комиссара, затеявшего переименование, на всякий случай расстреляли, чему тамбовцы были несказанно рады помнили, как он лютовал, отнимая зерно у вольных хлебопашцев и мануфактуру у торговцев.

Новые комиссары, посчитав запасы, приуныли. Но нашелся среди них умник из инородцев и убедил уездное начальство объявить в городе вольную экономическую политику. И хотя работали тамбовцы спустя рукава и заботились лишь о том, «что б хужее не было», жизнь в городе в очередной раз начала мало-помалу налаживаться. Но дома, как и прежде, строили кое-как и о завтрашнем дне особенно не пеклись чуяли, что власть их в покое не оставит, да и война с немцем непременно будет. Так оно и случилось. Воевали тамбовцы изрядно, и многие положили свои бедовые головы не только на своей, но и на чужой земле.

Оригинал