Сенатор Владимир Лукин внес законопроект, согласно которому фото- и видеосъемку происходящего на избирательном участке можно будет проводить только с места, определенного председателем комиссии. Это относится ко всем: и к наблюдателям, и к членам комиссий, и даже к представителям СМИ.

Возможно, Владимир Петрович руководствовался благими намерениями, однако эта инициатива вопреки декларируемым целям приведет к обратному. Это ограничит в правах участников наблюдения, журналистов, например, в случае фиксации вбросов, подтасовок при подсчете голосов и других грубых фальсификациях. Их просто-напросто не подпустят к месту преступления, а в случае приближения к урне, где виднеется вброшенная пачка бюллетеней (для фото- и видеофиксации), его силами полиции оттуда оттеснят.

Сегодня в законе уже действует регулирование про съемку с определенного председателем места, но только для наблюдателей. Эта норма спорная и порой приводящая к конфликтам, так как непонятно, как наблюдателю, не нарушив это указание, фиксировать многие общественно-значимые факты. Теперь эту норму хотят распространить и на членов комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, и на журналистов, что вообще абсурдно.

Комиссии, которым нечего скрывать, всегда открыты для фото- и видеофиксации процесса, чтобы убедить общество в том, что все честно. Когда же комиссия яростно сопротивляется открытости и гласности, темнит, тогда и начинают возникать запреты: сиди на отведенном месте, туда не ходи, это не снимай. Если законопроект будет принят, это поможет недобросовестным членам комиссии скрывать следы преступлений, что явно не в интересах российских избирателей.

Мы в «Голосе» готовы с Владимиром Петровичем встретиться, чтобы обсудить, как сделать так, чтобы действительно способствовать открытости и гласности избирательного процесса. 

Этот законопроект нужно отзывать, и вместе решать как, в том числе на законодательном уровне, повысить раскрываемость преступлений, фото- и видеодоказательства которых в большом количестве добывают наблюдатели и которые остаются невостребованными правоохранительной системой.

Оригинал