Форум Общественных наблюдательных комиссий собрал в Общественной палате России около 150 человек — членов профильной комиссии палаты, представителей ФСИНР и МВД России, министерств образования и обороны, но большей частью — членов ОНК. 

Член ОП РФ Дмитрий Носов предложил расширить круг организаций, имеющих право выдвигать в состав ОНК, ввести финансирование в виде компенсации транспортных и командировочных расходов членов ОНК, наделить Общественную палату правом прекращать полномочия любого члена ОНК.

Некоторые выступающие отметили положительный опыт психиатрической больницы г. Уфы. Депутат Госдумы Иван Сухарев рассказал, что пациентов в психбольнице Уфы называют «сотрудниками», сотрудников — «специалистами».

Ева Меркачева рассказала о работе  ОНК со СМИ. Более 80% родственников заключенных в случае проблем обращается в ОНК Москвы. Одна из причин этого — активная работа ОНК со СМИ. Медийность членов ОНК является фактором влияния ОНК, воздействия членов ОНК на проблему.

Ее выступление произвело на участников форума более благоприятное впечатление, чем прозвучавшее ранее выступление члена палаты В. В. Васильева, который предложил ограничить право членов ОНК на использование полученной им информации. 

Представитель МВД России Ю. С. Петухов посетовал на то, что председатель ОНК не является руководителем комиссии, и призвал усилить роль председателей комиссий. Вместе с тем он покритиковал те ОНК, которые приходят в сложные ИВСы и спецприемники и не находят никаких нарушений. 

Старший прокурор Генеральной прокуратуры РФ А. И. Куликов рассказал о том, что в 2018 году было проведено 50 тыс. прокурорских проверок. За нарушение условий содержания в учреждениях УИС с  России ЕСПЧ было взыскано за 2018 год 2,5 млн евро. Он привел успешные примеры сотрудничества прокуратуры и ОНК, а я в кулуарах рассказал ему об удивительном игнорировании администрацией Владимирской тюрьмы предписаний прокуратуры.   

Представитель Фонда президентских грантов сообщил о том, что тематика ОНК среди проектов была поддержана на 165 млн за два года из 12 млрд, выданных за эти два года на проекты НКО. Было поддержано 2793 проекта на сумму от 3 до 10 млн. руб. и 499 грантов на сумму 10 млн руб. 

Я в своем выступлении предложил:

  • изменить порядок формирования ОНК, передав этот процесс Комиссии экспертов, формируемой УПЧ, СПЧ и Общественной палатой;
  • приступить к созданию Национального превентивного механизма (НПМ) под руководством Уполномоченного по правам человека в РФ вне зависимости от ратификации Россией факультативного протокола к Конвенции против пыток; включить ОНК в состав НПМ как важнейший элемент механизма; 
  • отменить ограничения для членов ОНК в три срока подряд; 
  • ввести ограничения на занятие места в ОНК пассивными членами комиссий, например, установив, что из ОНК выводится человек, который по неуважительной причине совершил менее 10 посещений за полгода; 
  • снять запрет на посещение учреждений, где содержатся лица, по делам которых члены ОНК являются свидетелями;

Оригинал