10 февраля 1892 года день рождения выдающегося реставратора, уроженца Вяземского района Петра Барановского



В начале февраля каждого года, а точнее сказать 10 февраля я всегда стараюсь вспоминать знаменитого архитектора и реставратора Петра Барановского.

Почему? С одной стороны меня вдохновляют выдающиеся уроженцы Смоленской области, с другой имя Петра Дмитриевича Барановского – это огромный стимул к собственному развитию и безустанному движению вперед.



Что же изучал и реставрировал этот человек?

Здания Спасо-Преображенского монастыря, церкви Петра и Павла и Митрополичьих палат в Ярославле, Казанский собор на Красной площади, Крутицкое подворье, архитектурный ансамбль Коломенского и памятники в Коломенском, вывезенные с севера: домик Петра I, Моховая башня из Сумского острога, хозяйственная постройка из села Преображенское, Пятницкая церковь в Чернигове, Андроников монастырь, Донской монастырь, Собор Василия Блаженного на Красной площади.



При его самом активном участии были подняты из руин монастыри и храмы в Александрове, Пскове, Новгороде. Он работал в Троице-Сергиевой Лавре, во Владимире, Ярославле, Смоленске, Витебске, Киеве, Полоцке и Чернигове. В 30-е гг. Барановский в течение многих лет изучал памятники Азербайджана, обследовал горы и ущелья Большого Кавказского хребта, провел раскопки, консервацию и реставрацию ряда обнаруженных памятников. И - действительно - много работал в Москве.


В непосредственно Смоленской области огромное количество объектов были под пристальным вниманием реставратора: Болдинский монастырь под Дорогобужем, его любовь и боль на всю жизнь, Петропавловская церковь в Смоленске — свидетель восьми, как он сам писал, а теперь уже девяти веков, которую он отделил от церкви Святой Варвары, с его благословения — и усадьба Грибоедовых Хмелита и трехшатровая Одигитриевская церковь в Вязьме.



Многое успел совершить за свои 92 года Петр Барановский, не удостоившийся ни чинов, ни званий. С одной стороны, наследие Петра Барановского очевидно: исследования, обмеры, фотофиксация сотен памятников архитектуры. Более 100 проектов реставрации, из которых 70 Барановский успел осуществить при жизни. Изобретение собственного метода восстановления кирпичного декора «по хвостам» — «метод Барановского» широко применяется современными реставраторами, стояние у истоков ВООПИиК.

«После того, как взорвали соборы и колокольню Симонова монастыря в январе 1930 года, я не могу проходить мимо. Симонов монастырь был жемчужиной русской архитектуры, пожалуй, самым красивым из русских монастырей. Я не могу себе простить, что Симонов монастырь уничтожен, а я остался жив», - писал Барановский.

При сносе Чудова монастыря в Москве Барановский вынес мощи святителя Алексия из Кремля; теперь они находятся в Елоховском соборе.

Барановский не был человеком воцерковленным, однако в безбожное время спас для Отечества немало древних храмов, и сложилось так, что кров для своей небольшой семьи нередко находил в монастырях, много лет прожил в Новодевичьем монастыре, а упокоился в московской Донской обители, куда, к слову, успел в 1935-м перевезти большие горельефы храма Христа Спасителя, накануне сноса этого собора. Как-то Барановский сказал: «Я служу Богу по-другому». К слову, у него в комнате всегда были иконы и лампадки.

Когда читаешь биографию этого реставратора, архитектора, искусствоведа, не оставляет чувство восхищения, возникает устойчивое ощущение, что человек был призван, без преувеличений, к подвигу, к стоянию «против зла противна». Это пример человеческой жизни во Славу Божию.

Барановский сказал: «Чтобы по настоящему возродить русский памятник, нужно быть православным русским человеком, нужно с молоком матери впитать идеалы красоты русского православного храма».



При подготовке текста использованы материалы, с которыми необходимо обязательно познакомиться:
На Культурном ландшафте
На Стране.ру

Приезжайте на экскурсии по Смоленску и Смоленской области! Здесь еще столько всего удивительного!

Все фото – Википедия