«Дочь, а зачем тебе учиться за рубежом?» — спросила мама лет пятнадцать назад, когда озвучила желание учиться за границей.

«В Челябинске скучно. Не вижу горизонта».

С первого курса я знала, что хочу заниматься международным правом. Пятнадцать лет назад для девочки из маленького городка Троицка, что на границе с Казахстаном, международное право звучало как космическое. Для мамы моей тоже.

«Дочь, делай, что посчитаешь нужным», — сказала нежно мама. «Ты лучше знаешь. Но денег у нас нет. Поэтому оплатить образование не сможем. Морально поддержим».

Мама у меня добрая и всегда поддерживала. Даже когда желание казалось сумасбродным.

Итак, мне предстояло:

  • Поверить, что я могу. Это было непросто — комплекс девочки из маленького города у меня был лет до 22.
  • Найти финансирование.

В каждом большом университете есть международный отдел. В Южно-Уральском государственном университете он тоже был. Там мне рассказали про обучение за рубежом на магистерской программе в Центральном Европейском университете. Но для этого нужно было закончить специалитет. А ждать я уже не могла.

На счастье у нас вела политологию Юлия Яминева (восточная красотка с точеной фигурой), которая пригласила на заочные бесплатные Стэнфордские курсы. Они были по политологии, а я училась на юриспруденции.

Но это были настоящие лекции из американского университета! В эпоху dial-up модема, когда фотография-то уходила с почты по 15 минут, такую возможность не могла упустить. Помню, смотрела первые лекции и не понимала ни слова. Хотя английский на школьном уровне знала неплохо. Через пару недель начала разбирать отдельные слова. Через пару месяцев уже понимала суть лекции. А через год всю лекцию целиком. И даже писала неплохие курсовые эссе на английском.

На курсах я узнала о программе UGRAD. Эта программа оплачивала год учебы в США. Для участия надо было сначала заполнить заявку с тремя эссе о себе и о своих целях. А на втором туре сдать TOEFL (экзамен на знание английского) и пройти собеседование. Купила диски, стала готовиться к TOEFL. Репетиторов нанимать денег не было. На платные курсы тоже.

Первый год я не прошла отборочный тур. Мне показалось, что из-за слабых эссе.

Год потратила на то, чтобы понять, как пишутся мотивационные письма в американские университеты. Открыла для себя, что эссе и курсовая работа — вещи разные. В эссе совсем не обязательно цитировать великих русских цивилистов и обсуждать проблемы правоприменения статей российского уголовного кодекса.

Заполнила заявку и — God! — меня пригласили на второй тур в Москву. Там я сдала TOEFL (к которому уже прилично подготовилась) и прошла собеседование. Потом три месяца долгого ожидания.

И вот наконец где-то в мае вижу письмо от организаторов конкурса. Трясущейся рукой щелкнула по нему. Dial-up модем, как назло, тупил и подгружал текст письма целую вечность. От напряжения в висках пульсировало так, что закладывало уши.

Первые четыре слова письма вызвали восторженный крик индейца Джо:

«Dear Marina,
We are happy to inform you....»

Если «happy», то это значит одно: «Я стала финалистом!»
Дальше были сборы, сессия досрочно и переписка с университетом Elon (Северная Каролина), который решил меня взять.

Имея крайне расплывчатые представления о том, что меня ждет в Америке, я почему-то ни капли не боялась. И, действительно, это был незабываемый год!

Вернулась из Америки с полным пониманием того, что я хочу продолжить обучение дальше. Уже через год я поступила в Центральный Европейский университет в Будапеште с очень щедрой стипендией.

Что дает юристу опыт обучения за границей, я писала здесь.

Поэтому в конце поста оставлю ссылки на стипендии, о которых я знаю. В реальности их гораздо больше. Благо, сейчас интернет — не dial-up модем, и в нем можно узнать обо всем.

Итак:

Опыт поступления в зарубежные вузы и поиска финансирования дал важное понимание. Главное верить в себя и ежедневно делать маленькие шажки к достижению цели.

P.S. Охотно принимаю заявки рассказать студентам о возможностях и полезностях обучения за рубежом.

Оригинал