Уполномоченному по правам человека
В России Т.Н. Москальковой 

Уважаемая Татьяна Николаевна!

О нарушении прав малочисленных народов Республики Крым — караимов и крымчаков

В 2015 году Совет по развитию гражданского общества и правам человека обращался в уполномоченные органы власти Российской Федерации по вопросу о включении в Перечень коренных малочисленных народов России древнего народа караимы, историческая родина которых находится на территории Республики Крым. 

Существуют различные гипотезы происхождения караимов: они ученые считают караимов потомками принявших иудаизм хазар, другие усматривают в караимах потомков древнейшего коренного населения Крыма. В 1971 году академик В.П. Алексеев на основании краниологического исследования параметров населения хазарского города Саркел на Нижнем Дону пришел к выводу о том, что караимы являются продуктов смешения хазар с крымскими народами (сарматами, сармато-аланами, аланами, голами и, возможно, греками). 

В мире осталось всего лишь около 2,5 тыс. человек караимской национальности. Часто путают караимов, как народ, и караимов, как религиозное направление в иудаизме. С 13 века часть крымских караимов живет в Литве, где они образуют отдельную этническую группу караимского народа. 

Так как у караимов отсутствует метрополия, в которой бы они были государствообразующим народом, то надежда караимов на сохранение своего народа связана с государственной поддержкой. 

При этом следует иметь в виду, что как основным занятием караимов была воинская служба, то значительная часть караимов погибла. Так, если по переписи 1996 года численность караимов составляла 12,8 тыс. человек, к 1913 году увеличилась до 13,6 тыс. человек, то в 1926 году она уже снизилась до 8,3 тыс. человек, а к 1957 году до 5, 7 тыс. человек. 

Известными караимами были Нина Воронина (Арабаджи), автор проектов велотрека в Крылатском и Онкоцентра на Каширке, купец Самуил Габай, основатель фабрики «Ява», И. Джигин, спасший в Крыму Екатерину Вторую, после чего личная охрана императоров набиралась из караимов, олимпийская чемпионка Марина Кумыш, композитор Самуил Майкапар, маршал Родион Малиновский, балерина Анна Павлова, гетман Запорожской Сечи Эльяш Караимович, режиссер Сергей Юткевич, генерал-лейтенант царской армии Яков Юзефович, пограничник Александр Фуки, принявший бой 22 июня 1941 года и выбивший 23 июня гитлеровцев за госграницу. Караимов есть чем гордиться. Вклад этого малочисленного народа в российскую историю велик. Но теперь им нужна помощь российского государства! 

В мае 2016 года в Симферополе состоялся Съезд караимов. 11 декабря 2017 года резолюция и решения национального съезда крымских караимов-тюрок были направлены в адрес СПЧ. 

ООН не смогла оказать помощь, заявив, что народ численностью менее 5 тыс. обречен на вымирание. Самая большая община караимов мире живет в Симферополе. В этих документах отмечается, что несмотря на возврат в 2014 году караимам симферопольской кенасы (караимского храма) крымским караимам не удалось добиться материального и демографического уровня 1917 года, а также важность сохранения и восстановления двух главных национальных святынь караимов города-крепости Джуфт (Чуфут)-кале и кладбища Балта Тиймэз. 

В Симферопольской кенасе был организован караимский культурный центр. На базе этого комплекса планируется организовать караимский музей, школу и социальный центр. 

За несколько лет до присоединения Крыма к России караимов перестали пускать в Чуфут-кале. Каждым летом на 10 дней в Чуфут-кале проводится лагерь, который собирает от 40 до 200 человек. Участники лагеря очищают водостоки, убирают мусор с кладбища 

В Крыму существуют симферопольская, бахчисарайская, феодосийская караимская община. Общее число членов общин более 900 человек, при том, что перепись показала только лишь 535 человек караимской национальной принадлежности в Крыму.

В Литве караимы в порядке реституции получили средства за утраченную ими вильнюсскую кенасу. 

В 2010 году органами власти Крыма был принят План мероприятий по сохранению историко-культурного наследия крымских караимов и крымчаков на 2010 год.

Данный план, в частности, включал в себя: 

  • издание альбома крымско- караимской музыки;
  • издание книги Камбур-Обринской Т.П. «Тебе, мой Крым» (стихи, песни и мелодии крымских караимов в аранжировке и инструментальной обработке автора);
  • проведение мероприятий, необходимых для создания музея истории и культуры крымских караимов и этнографической усадьбы на Чуфут-Кале в Бахчисарайском районе;
  • проведение дней культуры крымских караимов и дни культуры крымчаков;
  • проведение XIV международного молодежного трудового лагеря на Чуфут- Кале в Бахчисарайском районе; 
  • проведение Дней памяти Гахана Шапшала духовного и светского главы крымских караимов;
  • проведение мероприятий, посвященных 140-летию со дня рождения С.Э. Дувана – Евпаторийского городского головы 1906–1910 гг., 1915–1917 гг.; 
  • проведение полевого семинара на Чуфут-Кале, посвященного 130-летию со дня рождения доктора геолого-минералогических наук, доктора натурфилософии, магистра минералогии и геогнозии И. Танатара;
  • издание народного календаря крымских караимов на 2011 год, календаря и буклетов, связанных с памятными историческими датами крымчаков;
  • проведение общекрымской конференции, посвященной караимской национальной библиотеке «Карай битиклиги»; 
  • содействие в организации выездов фольклорного караимского народного ансамбля «Фидан» из г. Евпатории на республиканские мероприятия, проводимые в Симферополе и других городах Крыма;
  • проведение фестиваля «Караи собирают друзей»;
  • решение вопроса о передаче в собственность Автономной Республики Крым здания кенасы (г. Симферополь, ул. Караимская, 6) и здания Александровского духовного училища (г. Евпатория, ул. Бартенева, 5);
  • обеспечить финансирование мероприятий по оформлению документации по отводу территории старого караимского кладбища в г. Евпатории; 
  • проводить мероприятия по благоустройству кладбища «Балта Тиймез» (г. Бахчисарай).


Данный план был частично выполнен. В дальнейшим подобные планы не принимались. Для оказания помощи караимам СПЧ предложило: 

 

  1. Обратиться в Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Крым, ФАДН России о включения караимов и крымчаков в Реестр коренных малочисленных народов России;
  2. Обратиться в Министерство образования России и ФАДН России о выделении квоты для обучения молодежи из числа караимов в высших образовательных учреждениях Крыма в количестве 7 учебных мест;
  3. Обратиться в Минкультуры России и ФАДН России о поддержке концепция создания в усадьбы Фирковича караимского национально-культурного центра;
  4. Обратиться к Правительству Республики Крым и ФАДН России о поддержке проведение летнего лагеря караимов в Джуфт (Чуфут)-кале;
  5. Провести под эгидой Совета совещание по вопросам разработки программы сохранения и поддержки крымских караимов; 
  6. Просить Правительство Республики Крым вернуться к практике принятия Ежегодного плана мероприятий по сохранению историко-культурного наследия крымских караимов и крымчаков на 2010 год. 


Однако с 2014 года караимы и крымчаки не могут добиться включения в Перечень коренных малочисленных народов России.

Причиной этого стало активное противодействие директора Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН академика Валерия Тишкова. Уважаемый академик исходит из того, что в этот Перечень могут быть включены только те народы, которые ведут традиционное хозяйство и традиционный образ жизни, насчитывая при этом менее 50 тыс. человек. 

На своем блоге академик негодует: «Это же касается караимов и крымчаков, о которых говорил товарищ Бабушкин: большинство из них проживает в Симферополе и никакую этническую общность, которая ведет традиционный образ жизни в уязвимой природной среде (тайга и тундра), не представляют. Мы уже давали отрицательную экспертизу по этому вопросу. Если они хотят решить вопрос политически, тогда надо забыть про закон и про научную экспертизу. Однако долго ли проживет такая правозащита?»

Иной позиции придерживаются представители караимского народа. Представитель караимов Анастасия Иванова (nastya.polkanova@mail.ru) пишет неистовому академику: «По просьбе старейшин крымских караимов Симферополя пишу Вам, что крымские караимы полностью соответствуют Федеральному закону РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», где коренные малочисленные народы РФ определяются так: «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».

Об обязательных условиях проживания в тундре и тайге речи не идет для определения коренных. Самоидентификация крымских караимов, принятая впервые на национальном съезде в 1917 г., а в переработанном варианте на конференции в 1996 г. и национальном съезде в 2003 г. гласит: Крымские караимы коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность…

Традиционной территорией проживания был и остается Крым. Всего в мире 2 тыс. крымских караимов, по переписи 2014 года в Крыму 535 чел, из них в Симферополе проживает лишь 194, что не составляет большинство.

Крымские караимы, находившиеся под мощным воздействием европейской и русской культур, несмотря на малочисленность, смогли сохранить свой культурно-исторический тип и традиционный образ жизни. Сохранился сезонный образ жизни у части народа, имеющей земельные участки, сохранилось занятие садоводством и переработкой плодов, традиционные профессии: врач, учитель, агроном, военный и пр.

Устойчивость национальной идентичности в немалой степени была обусловлена проживанием основной части народа на исторической родине в Крыму.

В своей статье «Караимы и крымчаки» от 29.08.2014 Вы признаете и караимов и крымчаков народами: «Мы не отрицаем существование этих народов  караимов и крымчаков, их достаточно трагическую судьбу в годы войны, когда немецкие фашисты их просто истребляли, также как и цыган». Но свое решение не включать крымских караимов в Перечень объясняете политическими мотивами: «В сложившейся ситуации, когда в Крыму произошли серьезные политические перемены, делить население на коренных и не коренных не очень верно». http://nazaccent.ru/column/61.

Обращаем Ваше внимание, что крымские караимы не уничтожались в годы Великой Отечественной войны по национальному признаку, как крымчаки и цыгане». 

Таким образом, в угоду политическому моменту, жертвуя интересами двух крошечных народов, академик Тишков искусственно сужает критерии, на основании которых народ, имеющий численность менее 50 тыс. человек, признается коренным малочисленным народом.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», раскрывающей основные понятия, применяемые в Законе, коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее малочисленные народы)  народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Традиционный образ жизни малочисленных народов (далее традиционный образ жизни) исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. 

Исконная среда обитания малочисленных народов исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни. 

Исторический опыт предков в области природопользования академик необоснованно отождествляет с территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее территории традиционного природопользования) - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 

Оба термина похожи друг на друга, но имеют различное содержание. Например, историческим опытом предков в области природопользования будет являться виноградорство, виноделие, овощеводство, садоводство, изготовление керамических изделий и сотни иных занятий, если они передавались из поколения в поколение и связано с использованием природных ресурсов. Территориями же традиционного природопользования коренных малочисленных народов будут являться территории с уязвимыми природными ресурсами, угрозой для которых выступает деятельность крупных ресурсодобывающих компаний, браконьеров и т.д.

По необъяснимой причине, академик В. Тишков в угоду понятным лишь ему одному псевдонаучным доктринам, исключил десятки народов нашей страны из числа коренных малочисленных народов России. 

Таким образом, эти народы, находящиеся на грани исчезновения, оказываются лишены той государственной поддержки, которая единственная и может их спасти. 

С учетом изложенного, уважаемая Татьяна Николаевна, прошу Вас при посещении Крыма встретиться с представителями общин караимов, крымчаков и оказать им помощь в признании коренными малочисленными народами России.

Также считал бы необходимым проведение под Вашей эгидой совещания по данному вопросу. 

Приложение: Мероприятия по сохранению историко-культурного наследия крымских караимов и крымчаков на 2010 год.

Оригинал