Текущий мониторинг уголовного преследования активистов показывает несколько важных изменений и оставляет открытыми вопросы:

1. С начала года инициированы два уголовных дела против активистов «Открытой России» — дело о сбыте наркотиков во Пскове и дело об участии в нежелательной организации в Ростове. Есть ли связь между делами? Если есть, означает ли, что «Открытка» стала объектом атаки? Учитывая явно избирательное и активное давление на «Открытую Россию» в предыдущие два-три года, такое можно предполагать. Есть риск серии однотипных уголовных дел против активистов «Открытой России» об участии в деятельности нежелательной организации в разных регионах России. Хотя с большей вероятностью власти сначала попытаются сформировать прецедент на ростовском кейсе.

2. В 2018-м похожая ситуация возникла вокруг «Мемориала». Тоже два уголовных дела — тоже о наркотиках в отношении Оюба Титиева в Грозном и дело о насильственных действиях сексуального характера против Юрия Дмитриева в Карелии. Год спустя нет однозначного ответа о наличии связи между двумя этими делами. Добавляют подозрений в этом попытка выселить «Мемориал» из офиса в Петербурге, который он занимал 20 лет, и начало внеплановой проверки научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» в Москве. 

3. Тренд на снижение числа уголовных дел в отношении активистов, о котором неоднократно писал с осени 2016 года, сохраняется. Он дополнился частичной декриминализацией статьи 282 УК РФ. Дела постепенно прекращаются, остающиеся единицы осужденных, отбывающих в колониях, выходят на свободу. Обратите внимание, нет уголовных дел вокруг Алексея Навального и его команды. Странный вызов его по некоему делу о клевете осенью прошлого года так же внезапно ничем и закончился.

4. Снижение практики уголовного преследования постепенно компенсируется административными делами, прежде всего в связи с проведением протестных акций. В этой сфере смягчения пока не наблюдается, поэтому она выходит на первый план. Кроме того, ожидается снижение масштабов привлечения к административной ответственности за запрещенную символику. Однако одновременно появятся первые дела по новой статья 20.3.1 КоАП «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»

5. Политически мотивированные уголовные дела теперь стали компетенцией ФСБ. Для нее основные приоритеты и показатели — это борьба с терроризмом и экстремистскими сообществами. Поэтому главные риски состоят в «перетекании» квалификации со статьи 282 на статьи об оправдании терроризма (205.2 УК РФ), призывах к экстремизму (280 УК РФ) и создании экстремистских/террористических сообществ (282.2 и 205.5 УК РФ). Теперь два-три пользователя «ВКонтакте», ведущие паблики националистического или прочего радикального толка, либо группы по интересам, встречающиеся и обсуждающие текущую общественно-политическую повестку, рискуют быть привлеченными не по статье 282, а за создание экстремистского сообщества. Те самые дела о «Новом величии»(*), А.У.Е и другие менее известные.

Оригинал


От редакции: 22 января 2019 года псковский суд арестовал активиста регионального отделения движения «Открытая Россия» Дмитрия Семеновского. Подробности вы можете прочитать по ссылке. 21 января обыски прошли у активистов ульяновского отделения Анастасии Олейник и Алексея Лысякова

* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ