В 15 километрах от «нефтяной столицы» Коми славного города Усинска расположено старинное село Колва. Действующий там водовод ввели в эксплуатацию в 1984 году, с тех пор трубы практически пришли в полную негодность. О бедах колвинцев прекрасно осведомлены местные власти, но со стороны чиновников следуют лишь одни обещания облегчить жизнь людей. А вот за ржавую воду, пахнущую тиной, коммунальщики требуют платить исправно, ежемесячно по 42 рубля 27 копеек с каждого жителя. Спрашивается, за что, если колвинцы обеспечены лишь технической, а не питьевой водой? 

Проблема доступа к чистой воде характерна для многих населенных пунктов Припечорья. Остро она стоит в селе Усть-Уса и деревне Новикбож, где, как и в Колве, состоялись встречи с местными жителями. Раньше сельчане имели возможность пользоваться речной водой для своих нужд, да и пить ее можно было без опаски, но сегодня из-за активной нефтедобычи качество воды резко упало. Поэтому летом приходится собирать дождевую воду, выезжать за ней к лесным источникам, а зимой выручает тот же снег с крыш домов. Надо ли говорить, что деградировали рыбные запасы, которые раньше были одним из основных источников пропитания жителей Припечорья. 

А ведь обозначенной дикой ситуации с питьевой водой не должно было быть в принципе. В 2011 году была принята долгосрочная целевая программа «Чистая вода в Республике Коми», согласно которой к 2017 году жители всех муниципалитетов региона должны были быть обеспечены качественной питьевой водой. Под реализацию проекта планировалось выделить более 800 миллионов рублей! Сроки реализации программы уже истекли, а мы даже не знаем, почему она оказалась провалена. Со стороны республиканских властей нет ни отчетов, ни публичных объяснений, как будто такой программы и не было вовсе. 

По поводу обещаний чиновников не могу не вернуться опять к встрече в Колве. На ней прозвучало, что прежний руководитель администрации Усинска Станислав Хахалкин много говорил о газификации села, как вопросе уже окончательно решенном. Несколько месяцев назад он ушел из мэрии, теперь новое начальство заявляет, мол, мы вам ничего не обещали. Ни о какой газификации даже не мечтайте. 

И что в такой ситуации делать людям, когда выясняется, что слова чиновника, наделенного властью и широкими полномочиями, ничего не значат. 

При сложившейся колониальной системе хозяйствования северяне обречены жить бедно и как-то приспосабливаться к ухудшающимся от постоянных нефтеразливов условиям проживания. Более того, сложилось стойкое ощущение, что жители Припечорья попросту здесь лишние, обуза для властей и сырьевых олигархов. Поэтому и нет обещанной газификации сел и деревень, интернета, обустроенных источников питьевой воды… 

Для того, чтобы появилась новая скважина с питьевой водой, требуется порядка двух миллионов рублей. Деньги, конечно, для бюджета Усинска немалые, но как тут не напомнить о том, что Госсовет Коми предоставил в 2016 году на три года налоговые льготы для компании «ЛУКОЙЛ-Коми» на 1 миллиард 800 миллионов рублей! 

Средства, разумеется, у сырьевых олигархов есть в достатке и без льгот. Нет желания вкладывать их в территорию и обустраивать жизнь местных жителей. Замечу, что от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) региону не достается ни копейки, все уходит в федеральный бюджет. 

Поэтому формально мы считаемся нефтегазовым регионом, но честнее будет сказать, что сегодня мы попросту колониальный придаток федерального центра. Средств не хватает для развития и поддержания ветшающей инфраструктуры. Мы попросту деградируем. Нынешнее правительство Коми такое положение дел, похоже, вполне устраивает.