У меня, конечно, тоже много воспоминаний об удивительной Людмиле Михайловне.

Не только потому что знакомы больше дюжины лет благодаря Школе, а потому что она была открыта ко всем и всему человечеству. И была, как последняя инстанция. С самым безнадежным делом, на которое все махнули рукой, можно было обратиться и всегда найти в ней поддержку. Сколько спасено человеческих судеб благодаря Алексеевой — не счесть.

И, конечно, помню каждую ее пронзительную лекцию. Вот Голицыно, где плачет весь зал от ее рассказов о войне. Снова Голицыно, когда все вдруг встают, что несвойственно нашему сообществу, и несколько минут продолжаются овации. Вот мы лишились почти всего, Голицына и даже офиса уже нет, и Л. М. приехала к нам с Сашей домой, чтобы провести свою ежегодную встречу со слушателями хотя бы посредством онлайн-трансляции. И даже когда уже не выходила из дома, она продолжала отвечать на все вопросы сошкольников.

Последний год я старалась ее не беспокоить, знала, что она себя плохо чувствует. Но тут появился пикет, и так сложилось, что по выходным дням мы часто стоим у Окуджавы на Арбате, т. е. прямо у ее подъезда. Несколько недель я думала, позвонить или нет, рассказать ли про пикет? И в итоге решилась. К телефону подошла ее помощница, через нее я передала короткое сообщение без надежды на успех. Буквально через несколько минут мне перезвонили и сказали, что Л. М. очень нас ждет и так растрогана, что даже расплакалась. На следующий день мы с сопикетчиками были уже у нее в гостях.

В ту последнюю встречу я поняла, что все уже сказано и все советы даны ее биографией.

Любить людей, искать и находить человеческое в каждом, не унывать и не отчаиваться даже в самых безнадежных ситуациях, никогда не отказывать в помощи страждущим.

В ту встречу мы не стали особо рассказывать про пикет, как собирались, мельком сказали про него, как и про другие новости, Немцов мост, которым она всегда отдельно интересовалась. Мы просто сказали ей: спасибо, Людмила Михайловна!

И потому, пожалуй, эта встреча стала для меня главной, хотя и была самой короткой из всех. Оказалось важным успеть сказать человеку: спасибо.

СПАСИБО ЗА ВСЕ И ЗА ВСЕХ, дорогая Людмила Михайловна.

В память о Л. М. пикетировала сегодня на Манежной с ее последней волей, общественным требованием: свободу Льву Пономареву.

Пикеты длились с 11 утра и до заката. Отдельное восхищение Нина Моис (Nina Mois), которую вчера задержали на Арбате, и все ей говорили: Нина, возьми паузу, отдохни, не надо тебе пока в пикет. Но Нина сказала, что ей важно выйти снова, для себя самой — надо. И вышла сегодня на Манежную площадь.

Спасибо всем сопикетчикам. Спасибо Константин Котов (Konstantin Kotov), первому решившемуся на эту авантюру. 

Спасибо людям, не прошедшим мимо.

Свободу Льву Пономареву.

Оригинал