Проект бюджета Республики Марий Эл — это прямое отражение налоговой, бюджетной и тарифной политики, основного курса и вектора развития субъекта Российской Федерации на ближайшие 2019, 2020 и 2021 год. Основной задачей которого является реализация действующей властью курса экономического роста, стабилизации экономики, выведение ее из-под воздействия неблагоприятных экономических и политических обстоятельств сложившихся в последние годы, а также выполнение региональными властями своих социальных обязательств.

Формально основой проекта республиканского закона «О бюджете Республики Марий Эл на 2019 год и плановом периоде 2020–2021 годов», равно как и экономической и социальной политики, проводимой в республике, стала реализация по достижению задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Ставя во главу угла реализацию целей вышеназванного указа, в действительности правительство региона подменяет многие закрепленные в нем цели и задачи, не предлагая обоснованных механизмов их реализации.

Как при Маркелове, так и при Евстифееве первостепенная задача каждого бюджета — стабилизация экономики республики как основы для последующего роста. Но как такового роста экономики нет, поскольку бюджетными средствами, а зачастую и прямыми действиями власти ограничиваются механизмы такого роста и стабилизации за счет сжатия денежной массы и, на мой взгляд, глупым стремлением к снижению стоимости долгосрочных финансовых активов. С другой стороны, правительство региона, решив, казалось бы, за два года проблему реализации комплекса мер, направленных на контроль над уровнем инфляции в регионе, за счет корректировки в сторону повышения налоговой нагрузки полностью нивелировало указанные достижения.

Таким образом, заложенная в проекте бюджета стабилизация экономики региона не является достижимой ввиду непоследовательности и противоречия проводимых мер, но и отсутствия конкретных механизмов достижения декларируемых целей. В свою очередь, приходится констатировать тот факт, что в регионе налицо отсутствие смены модели экономического роста, повышения качества государственного управления, более глубокого проектирования бюджета, целью которых и будет являться достижение конкретных результатов, равно как и отказ от перераспределения налоговых и неналоговых доходов в пользу муниципалитетов не приведет к изменению экономической парадигмы и выстраиванию реальной модели экономического роста заявленных в проекте бюджета, а будет сохранять в неизменном виде ту экономическую модель стабилизации и роста, которая приведет к неизбежной стагнации в ближайшей перспективе.

Кроме того, полагаю, что в совокупности с имеющимися внутренними противоречиями в прогнозе экономических показателей развития региона, целях и задачах бюджетной и налоговой политики, закладываемых механизмах их достижений, указанная политика правительства региона не приведет к развитию, а лишь отсрочит момент стагнации, а затем и, как следствие, дефолта региона.

Таким образом, уже сегодня необходима жесткая смена курса экономической парадигмы, с модели экономической стабилизации на модель экономического роста, прежде всего за счет роста государственных расходов, повышения уровня потребления, объема социальных обязательств региона и уровня жизни граждан.

Вывод из всего очевиден: политика республиканской власти — сплошная стагнация роста!