Прошел почти год, как Николай Любимов стал губернатором Рязанской области. В честь юбилея я отобрал несколько главных плюсов и минусов его политики.

Улицы в центре шире не стали, но изменились некоторые маршруты движения по ним, что во многом сделало поездки более комфортными, уменьшилось количество пробок. 

Минус: Асфальт в Рязани по-прежнему кладут на ямы, а ямы — появляются быстрее асфальта. Улицы реконструируют каждый год, причем часто одни и те же. Думаете, в следующем году будет затишье? 

Отдельная тема — мост через Оку. Лично я обеспокоен его капитальным ремонтом, в результате чего он стал как стиральная доска. Будучи отличником по физике, я понимаю, что даже минимальные неровности повторяющиеся через равные промежутки, вызывают явление резонанса. Если частоту этих волн поделить на длину моста, получаются идеальные условия для разрушения. Возможно, строители этого не знают, так как данные вещи не регламентируются СНИПОМ. Но это проблемы Губернатора, так как в случае трагедии отвечать будет лично Он.

Плюс: чистота

Рязань стала банально чище и приличнее на вид. Вывески теперь подчиняются дизайн-коду и по большей части не портят исторические дома: рекламой уже нельзя завесить половину фасада. Ряды палаток на улицах сильно сократились — после чего общественные пространства приобрели вид, изначально задуманный архитекторами. Подбелка, как выяснилось, тоже может смотреться симпатичнее. Тут, конечно, огромная заслуга Михаила Крылова.

Минус: На экономическом языке то, что делает с городом Любимов, называется «уничтожение малого бизнеса». Каждый метр Рязани превращается в пространство, которое несет доход крупным корпорациям и госконторам при мэрии. Крупные сети магазинов почти задавили мелкие лавочки. Частные парковки остались разве что при торговых центрах. 

Что еще:

Стало приятнее ходить в поликлиники. На прием можно записаться через интернет, потратив на это пару минут, хотя раньше приходилось волочиться в поликлинику на своих двоих к восьми утра и ругаться в регистратуре, которая, естественно, потеряла карту. Теперь бумаги сразу обнаруживаются у медсестры в кабинете.

Про парки даже говорить нечего — по ним теперь можно гулять не в сапогах-забродах, а в нормальных городских туфлях.  А еще городские фестивали — нет, они не стали хорошими, там до сих пор хватает массовиков-затейников, окончивших заборостроительный, но по крайней мере в пределах центра на гуляниях можно присутствовать без тошноты.

И еще одно изменение, мало кем замеченное. В мэрии появились лица, на которые можно смотреть без ужаса. Почти нет больше знакомых лиц из 90-х, знакомых старшему поколению по криминальным хроникам. Чиновники стали стройные, подтянутые и улыбчивые. И в городских службах типа «Одного окна» наряду с непременными грымзами появились милые вежливые девушки, которые умеют связывать слова в предложения. Где же вы, любимые, раньше прятались? Даже охранники в судах больше не смотрят на тебя как на ничтожество. Они вежливо подскажут кабинет и, если попросить, проведут к гардеробу.

Но главное — рязанские чиновники теперь с тобой разговаривают. Плохо, неумело, но разговаривают. Просят жаловаться в «Будки гласности». 

Конечно, всякая власть в России отвратительна, Рязань по-прежнему не Прага, и Любимов не ездит на работу на велосипеде, как Борис Джонсон. Но не требуйте от него сразу слишком многого — он все-таки продукт своей системы. И, конечно, все случившиеся в Рязани изменения можно игнорировать. Закрыть глаза и продолжать твердить, что из-за Коли в городе все плохо. Но когда эпоха Любимого закончится — мы будем сожалеть о нынешнем губернаторе куда больше, чем о ком-либо. Я думаю, в виде исключения можно воздать ему должное и сейчас — так сказать, при жизни.