Ноябрьское совещание с руководителями образовательных организаций Кировской области завершилось резким выступлением бывшего главы департамента образования, ныне депутата Законодательного собрания и советника губернатора Анатолия Михайловича Чурина. Он раскритиковал планы правительства по переносу музея истории народного образования в помещения Института развития образования: «Мы двадцать лет создавали музей, в основном на общественных началах, а вы одним росчерком пера хотите уничтожить наш труд!» 

В настоящее время музей занимает второй этаж в старинном здании по ул. Московской, 33, в нескольких шагах от Театральной площади. «Там уникальные материалы, не на одну диссертацию», — говорит Валентина Ивановна Кощеева, один из создателей музея, биограф вятского купца и градоначальника XIX века Якова Прозорова, автор книги «История династии Прозоровых. Меценатство и благотворительность», лауреат премии «Вятский горожанин», памятной медали «Патриот России». Именно Прозоров подарил здание городу с обязательным условием использовать его на нужды образования. Данный факт и расположение музея в историческом здании, по мнению В. И. Кощеевой, неразделимы с концепцией ключевой музейной экспозиции. 

Краевед, Почетный работник общего образования РФ Раиса Васильевна Ложкина сделала запрос в министерство образования о причинах перевода музея из центра Кирова на окраину (ИРО располагается на ул. Р. Ердякова). Сама она создатель музея школы с. Бобино Слободского района и на личном примере знает, что означает переезд для подобного учреждения. Витрины, стенды и иные материалы готовятся под конкретные площади, в других помещениях невозможно будет сохранить целостность экспозиции. 

Ответ за подписью министра Ольги Николаевны Рысевой указывает следующие мотивы принятого решения. Во-первых, имеется предписание пожарного надзора, требующее оборудовать запасной выход и произвести замену электропроводки. Так как здание является памятником истории и культуры, то проведение работ, изменяющих его облик, не представляется возможным. Во-вторых, музей не имеет лицензии на образовательную деятельность, потому в нем нельзя проводить занятия. В-третьих, посещаемость музея низкая, а его перенос в институт повышения квалификации педагогов позволит выстроить просветительскую работу с массой учителей на постоянной основе. 

Ветераны педагогического труда не согласны с мотивировкой министерства. На их взгляд, музей являлся пасынком в структуре Центра детского и юношеского туризма и экскурсий, по большому счету, не нужен он и ИРО. Чтобы музей развивался, следует придать ему самостоятельный статус и увеличить штат хотя бы до двух сотрудников. Проблемы с пожарной безопасностью и лицензированием решить можно, во всяком случае, десятки лет они не мешали существованию музея. По версии противников передислокации, первопричиной решения министерства является желание Центра бюджетного и технического сопровождения, которое сейчас размещается в здании на правах оперативного управления, занять освободившиеся площади. Количество финансовых документов растет, сотрудникам ЦБТС стало тесновато.

Энтузиасты, стоявшие у истоков создания музея истории народного образования и долгие годы по крупицам собиравшие документы, бесценные для понимания важности учительского призвания в разные эпохи, для воспитания новых поколений педагогов, признаются, что из-за нежелания чиновников услышать их находятся в угнетенном моральном состоянии. Они намерены просить аудиенции у губернатора, а если он окажется не способен предотвратить переезд, намеченный на лето 2019 г., то подключить общественников России. 

...Мне кажется, внешне разумное и обоснованное решение регионального министерства образования насчет музея не учло специфику вопроса. Как в сердцах бросил А. М. Чурин: «Вы хотя бы посоветовались!» Мне же представляется, что главным аргументом в споре должно быть мнение Якова Прозорова. Конечно, бухгалтерия в системе образования — элемент значимый, однако ж вспомогательный. Вряд ли градоначальник и меценат одобрил бы подобную трактовку завещанных им нужд образования.

Оригинал