В день Октябрьской революции работал председателем жюри областной краеведческой конференции школьников «Родословие». С юными краеведами и родоведами мы встречаемся уже много лет подряд. И каждый год они радуют своими большими и малыми открытиями.

Несколько нынешних докладов взволновали и заставили поразмышлять о нравственном выборе. 

Школьница из Петропавловки рассказали об орденоносце, ударнике сталинского плана преобразования природы лесоводе Гуркине. В тяжелые послевоенные годы он самозабвенно сажал деревья, и теперь на петропавловских песках растут сосновые боры. Люди назвали лес его именем. Никто не помнит всяких там начальников из области и района, а память о нем жива. И будет жить, пока бушуют возделанные им сосны.

Хохольский школьник рассказал о нашем современнике, самодеятельном художнике Федорове. Когда тот вознамерился создать в своем родном селе Архангельском лабиринт, скульптуры праматери человечества и дерева любви, то с подачи властей был отнесен к сумасшедшим. Невзирая на преграды, на собственные средства он воплотил свою задумку. И теперь село приобрело всероссийскую известность и постепенно становится туристской меккой.

Доклад учащейся аннинской школы был о Федоре Ростопчине и его семействе. Сейчас находятся чудаки, которые относят этого крепостника чуть ли не к идеологам русского консерватизма и критикам галломании. Но он, в бытность генерал-губернатором Москвы, сжег первопрестольную. Обрек на гибель, по разным подсчетам, более 20 тысячи раненных русских воинов и 60 тысяч москвичей. Было истреблено три четверти городских построек. Сгорел университет с его архивами, коллекциями, библиотекой, а также многие усадьбы с бесценными собраниями произведений искусства.

После этого Ростопчин уехал в Германию, затем перебрался в Италию, а с 1817 года постоянно жил во Франции. Хороший радетель о России! 

В Париже он «предавался забавам, неприличным его летам и званию».

Жена его перешла в католицизм и обратила в эту веру дочерей. Одна из его дочерей — София де Сегюр — стала знаменитой французской писательницей, автором оскорбительного русофобского памфлета «Генерал Дуракин». Ее именем ныне названы улицы в нескольких французских городах. И в России все еще находятся люди, которые доказывают, что Ростопчин был патриотом. Может быть, и был, но какой страны?

Вот такие три доклада, три героя и разные модели поведения.

Оригинал