Перед 10-м классом (конец августа) поехал я с дядей Вилей (ныне покойный) на «настоящую» рыбалку на Печору в деревню Савинобор.

Выяснилось, что у него кто-то украл две поставленные сети (84 год — тогда все плели сами).  

Возле Савинобора на реке стоял дебаркадер, с него на лодке двое мужчин плавали по реке на веслах.

Мы подплываем к ним. Дядя Виля объясняет, что у него украли сети, и просит показать, что у них в лодке (не грубо, но как-то очень уверенно). Без вопросов все показывают, сетей нет. Отплываем дальше.

Мне непонятен смысл мероприятия. Спрашиваю — «дядь Виль, а если б сети оказались у них, что было бы?»

Ответ шокировал — «в Печору, а там как она рассудит». Дядя Виля вообще не шутник был.

Мне часто на память приходит этот случай, когда я вижу неэффективность государственной машины по отношению к убивающим окружающую природную среду (именно как средства существования коренных жителей) компаниям.

Я читаю свой комментарий годичной давности к «ЛУКОЙЛ всегда в движении…..» (процитирую)

«...Я знаю, что будет. На безответственный проект еще наложится наша традиционная необязательность соблюдать нормы и традиционная „незрячесть“ чиновников. Отсутствие денег на мониторинг и прочие „трудности“. 
Предположите худший вариант, он и случится. 
Я думаю, замысел луков и сочувствующих чиновников прост, поставить всех перед фактом, ну найдут нарушения, заплатят штрафы, но лес-то никто не восстановит. А добыча с новых скважин покроет все расходы.
Позволяют же скважины на Алабушина не обращать внимание на нарушения. Вы где-то читали в отчетах Росприроднадзора, что восстановлена природная среда? Да, проведена проверка, виновный оштрафован. И что?..
»

Я бы подумал, что я провидец, но предсказать результат было не трудно. Лукойл не знал, что лес никто вывозить не будет? Или кто-то из чиновников это не знал? Что тяжелой техникой повредят плодородный слой почвы, никто не знал? И главное, что проверять-то толком никто не будет, этого никто не знал? Я думаю, все всё знали. 

Прикидываем длину профилей (очень грубо) — 66/0,3Х10/0,3= 7333,333...км (примерная площадь 66х10 км при расстоянии между профилями 300 метров).

Скорость одного лесничего по бурелому не более 3 км/ч.

7333/3 =2444 часов. 305 рабочих дней. Ну так, это о перспективности пешего обхода. 

Ну краткие итоги после обращений и как раз ответы подоспели.

После обращения к лукам и в МПР с Новикбожа поступала информация, что Севергеофизика табунами гонит технику через деревню.

Николай Иванович с лесничим несколько дней ходили по местам нарушений. По его словам, приезжала и девушка с горкомитета по охране окружающей среды, но далеко в лес по бурелому ее не пустили.

Картина примерно такая — ближе к населенным пунктам немного убрано, но чем дальше в лес, тем больше дров.

Лукойл провел встречу с жителями Усть-Усы (как обычно, мало кто знал). Цитирую:

  1. Местные рыбаки-охотники имеют право сделать фотофиксацию нарушений. Обязательное условие — ГЕОЛОКАЦИЯ или УКАЗАНИЕ НОМЕРА УЧАСТКА. Фото присылать ВК в группу МОЯ УСТЬ-УСА
  2. По выявленным нарушениям, замечаниям и предложениям звонить по телефону горячей линии ЛУКОЙЛА. 8(821)4455550. Необходимо будет представиться.

Понятно? Мы нарубили тыщи километров, а вы со своих кнопочных телефонов давайте геолокацию и фото. И мы приберемся.

Прошла информация, что природоохранный прокурор в ходе республиканской комиссии по приемке рекультивированных земель надеется облететь территорию сейсморазведки на вертолете. (вдохновляет).

Николай Иванович Фёдоров продолжает с внуком исследовать нарушения.

 

 

Миллион фото тут

Комиссия по приемке рекультивированных земель в Усть-Усу доехала, но не на вертолете, а на «Икарусе» и без природоохранного прокурора и министра (меньше знаешь — лучше спишь?).

Со слов Николая Ивановича:

Очень торопились (приемка профилей в 2019 году, к этой комиссии сейсморазведка не относится), были около часа. Удалось сходить до ручья за кладбищем, и ему удалось показать след гусеничной техники на болоте.

Представитель Севергеофизики отрицает использование гусеничной техники в бесснежный период. Техника, которая в предыдущем посте — фотошоп, вероятно.

Ответы

Лукойл был резче. Нарушение обещаний проводить работы в зимний период их не смутило. Взрывы, от которых шарахались местные жители, вовсе не взрывы, и вообще, че вы «кипишуете». Лес не наш. Федеральный, гноит его Россия... Помнится мне, в далекой юности (год назад) Лукойл намеревался этот лес выкупить и раздать бедным.

 

Сегодня (вчера уже) получен ответ из МПР

Кто там чем мельчить собираетcя порубочные остатки?

Мы (Комитет спасения Печоры) обсудили грусть-печаль штрафов и обратились в интернет-приемную МПР Коми со следующим письмом.

«Комитет спасения Печоры рассмотрел ответ МПР РК №254-И от 05.10.2018 на предыдущие обращения по нарушениям природоохранного законодательства в ходе сейсморазведки на Западно-Усинской площади.

Проведена значительная работа, но, на наш взгляд, при общей протяженности профилей до 7000 км, большая часть нарушений остается не зафиксированной, следовательно, ущерб не будет взыскан, меры по устранению не будет приняты.

О подобных нарушениях сообщают и жители деревни Новикбож (по описаниям без координат трудно установить место). Это, как правило, охотники, грибники, без навигаторов и фотоаппаратов.

В связи с этим Комитет спасения Печоры настаивает на аэрофотосъемке всей площади сейсморазведки Западно-Усинской площади  с последующим наземным осмотром по результатам аэрофотосъемки.

Также возможна закупка космического снимка высокого разрежения (при наличии такого за период — август-сентябрь 2018 года).

Просим известить о результатах.

Также просим предоставить согласованную схему сейсморазведочных профилей на всей площади сейсморазведки, производимой ОАО «Севергеофизика» на Западно-Усинской площади .

Комитет спасения Печоры считает контроль государственных органов за производимыми сейсморазведочными работами некачественным и намерен с помощью местных жителей осуществлять общественный экологический контроль».

 

Нет претензий к тем, кто честно топал ногами, но реально, вы — не справляетесь. «Усинск — территория ЛУКОЙЛ» — фраза имеет право на существование. И информацию о проверке, думаю, кто-то «слил».

Ну и раз мы решили выкарабкиваться самостоятельно, то Комитет спасения Печоры обращается к жителям села Усть-Уса, деревень Новикбож и Кушшор, села Шельябож и деревни Праскан с просьбой предоставить любую информацию о наличии тяжелой техники в летний период 2018 года в лесу (акты, фото, видео, свидетельские показания), о взрывах и бурении (под датчики и заряды). Будем думать. Мы еще механизмы ООН не использовали, например. Если не нам с вами, то Гапликову, думаю, это точно не нужно. Для него и пожар на Алабушина не представлял опасности для здоровья людей.

Фото по ссылке и видео — Илья Филиппов