Патриарх Филарет:

Московский патриархат является дочерней церковью по отношению к Украинской церкви

Филарет (Денисенко), патриарх Киевский и всея Руси-Украины, предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, в гостях у А. Венедиктова 19 сентября 2018 г. «Эхо Москвы» — https://echo.msk.ru/programs/beseda/2281192-echo/, аудиозапись, текст: фрагменты интервью; шрифтовые выделения наши.

ПЦ сократится на 50%, будет изолирована и смирится

Филарет: ― ... Москва сейчас — самая большая церковь. А когда Украинская церковь станет автокефальной, уже почти наполовину Русская церковь сократится. Значит, Вселенское православие сейчас без Украинской церкви существует — будет существовать уже и без Русской церкви. Но и Русская церковь долго не выдержит... ... Она окажется в изоляции от всего православия. И сами архиереи, и верующие будут протестовать против этого. Вспомните прекращение молитвенного общения из-за Эстонской церкви. Прекратили, а потом через полгода вынуждены были восстановить. *) Такое же будет и по отношению к Украинской церкви.

_____________

*) Имеет в виду события 1996–1997 гг., когда от РПЦ отделилась «половина» православных жителей страны, в основном эстонцы, тогда как православные русские в основном остались в РПЦ, со своим «историческим» эстонским епископом, каким являлся Алексий II Ридигер, тогда уже Московский патриарх. Алексий быстро смирился с разделением Эстонской церкви, признал право своей паствы на выбор и без задержек восстановил отношения с Константинополем. Временное, шестимесячное, прекращение отношений с Первой церковью православного мира по существу было формальным «процедурным» шагом Московской патриархии перед принятием неизбежного решения. — Г.Я.)

<...>

Храмы передадут Киеву голосование в 2/3 голосов. Будет новая «Российская в Украине» церковь

Филарет ― В Украине есть закон, что каждая религиозная община имеет право избирать свой религиозный центр добровольно. Значит, вся эта община решает…

А. Венедиктов ― Как? Голосованием? Вот 120 человек в общине.

Филарет ― Вот соберется, предположим, село. 500 человек. Собираются, голосуют: кто у нас патриарх — Киевский или Московский? И проголосовали…

А. Венедиктов ― Пополам. Чуть больше, чуть меньше — неважно там…

Филарет ― Мы хотим, чтобы было 23. Вот если 23 проголосует за Украинскую церковь, то храм… Речь же идет не о верующих, а о храме. Потому что верующие уже сейчас переходят без всякого голосования. Вот взять, например, Киев: ходили в храмы Московского патриархата. Сейчас очень многие оставили эти московские храмы и перешли в храмы Киевского патриархата.

А. Венедиктов ― Ну хорошо, давайте вернемся к общинам. Вот верующие собрались селом…

Филарет ― Собралось село. 23 проголосовало за Украинскую церковь. Значит, храм будет принадлежать этой общине. А те верующие имеют право на организацию своей религиозной общины, но они уже будут называться не Украинская церковь, а Российская церковь в Украине.

<...>

Киево-Печерская лавра — украинская святыня. Насилия не будет

А. Венедиктов ― Скажите мне, пожалуйста: конечно, интересует исторически то, что мы, живущие в Москве, знаем как символ — Лавра, конечно, Киево-Печерская. Что там может произойти, как вам кажется? Как должно быть или что может произойти?

Филарет ― Никакого насилия не будет.

А. Венедиктов ― Ну, наши епископы говорят, что это возможно.

Филарет ― Хотят.

А. Венедиктов ― Ну, значит, возможно. Если хотят — значит, возможно.

Филарет ― Хотят. Но это будет зависеть от того, будем ли мы это делать. Они же силу не будут употреблять. И мы не будем. Значит, если они не будут, то и мы, и никакого конфликта не будет. Мы будем принципиально придерживаться этого положения: никакого насилия, а свободный выбор — или Украинская церковь, или Российская.

Филарет ― Лавра — украинская святыня.

А. Венедиктов ― Это всемирная святыня, извините, Ваше Святейшество. Лавра — всемирная святыня. Я поэтому и говорю…

Филарет ― Троице-Сергиева Лавра — всемирная святыня?

А. Венедиктов ― По-моему, да. Спроси меня — да.

Филарет ― Так. Может Троице-Сергиева Лавра принадлежать Украинской церкви?

<...>

А. Венедиктов ― Нет, ну Лавра же принадлежит государству… Ну скажите же!

Филарет ― А в Киеве Лавра не государству принадлежит? Я имею в виду здание.

А. Венедиктов ― Государству.

Филарет ― Украинская святыня? Украинская. Так же, как Троице-Сергиева Лавра — русская святыня. Так же, как Афон — греческая. Хотя Афон посещают все православные. Фактически Афон принадлежит Вселенскому патриарху, Троице-Сергиева Лавра принадлежит Русской церкви. А кому должна принадлежать…?

<...>

Филарет ― Когда будет автокефальная церковь, мы разберемся. Но разберемся без насилия, свободно, без нарушения прав человека. Мы знаем, что Россия хочет посеять религиозную вражду, чтобы у нас была вражда, и дать повод для внешнего вмешательства.

А. Венедиктов ― Так вы Томосом дадите повод.

Филарет ― Мы не дадим повода, пусть они не ждут. Кто думает так — повода не будет.

 

Украинские деньги РПЦ

А. Венедиктов ― После Собора, получается. Еще одна тема, которая мелькает и в украинской прессе, и в российской — о том, что разделение церквей (давайте говорить о слове «разделение») носит еще и огромный экономический характер. Говорят, что Московская патриархия каждый год получает с Украины какие-то немыслимые деньги. Это фантазии, шутки или это правда?

Филарет ― Это не фантазии, это правда. Потому что церковные товары, которые вырабатываются в Софрино, обеспечивают не только Россию, Беларусь, но и Украину. И доходы большие, потому что религиозная жизнь в Украине намного активнее, чем в России.

 

О государственной поддержке (политический вопрос)

А. Венедиктов ― Смотрите, тогда нормально: Русская православная церковь поддерживает государство Россию, а Украинская, если будет автокефальная, поддерживает государство…

Филарет ― У нас Болгарская церковь поддерживает Грецию или Болгарию?

А. Венедиктов ― Ну, я не знаю.

Филарет ― Почему не знаете? Знаете. А Сербская церковь кого поддерживает? Свое государство. А грузины кого поддерживают?

А. Венедиктов ― То есть вопрос все-таки политический.

 

44% населения за Киевский патриархат, 24% — за Московский

А. Венедиктов ― Теперь вопрос внутри Украины. Последняя тема, Ваше Святейшество. Вот разные цифры о том, сколько приходов. Я все время смотрю на последствия возможности автокефалии. Вот стартовая позиция сегодня: сколько приходов, сколько людей. Сколько греко-католиков, кстати. Что вы представляете сейчас, перед возможным томосом? Как вы представляете карту Украины и ее население?

Филарет ― Это не мы представляем, а социологические исследования.

А. Венедиктов ― Которым вы верите, если вы сейчас будете говорить?

Филарет ― Ну, разные же есть социологические исследования. Но все они приблизительно говорят одно и то же. На сегодняшний день Киевский патриархат поддерживает 44%, а может быть, даже и больше.

А. Венедиктов ― Верующих? Граждан?

Филарет ― Граждан Украины. Естественно, православных. Не греко-католиков, не протестантов, а православных.

А. Венедиктов ― Так, 40% православных, понял.

Филарет ― Населения Украины.

А. Венедиктов ― Я понимаю.

Филарет ― Московский патриархат поддерживает 20–24%, но каждый месяц квартал уменьшается из-за этой войны. А приходы — Московский патриархат имеет 12 тысяч зарегистрированных, с этим уставом, Киевский патриархат имеет больше 5 тысяч.

А. Венедиктов ― Наоборот, 23.

Филарет ― Автокефальная церковь имеет приблизительно 500–600 приходов, поддерживает ее около 2% населения Украины. Греко-Католическая церковь имеет поддержку приблизительно 6–7%. Вот такая раскладка.

 

Война на Донбассе — причина популярности Киевской патриархии

Филарет ― Киевский патриархат растет из-за войны.

А. Венедиктов ― Это такой вывод болезненный для моей страны.

Филарет ― Войны не было — сохранялся бы Московский патриархат, а так отходят. Например, погиб на этой войне воин. Родители его посвящали в Московской церкви. Обратились к священнику. Он отказывает в погребении. Почему? «Убийца. Вот он наших братьев убивал». Это становится достоянием общественности — и возмущение. И выходит не только эта семья, а уже и близкие, и не только близкие, а вообще чужие отходят. Или, например, в Запорожье ребенок погиб, из дома выбросился. Обратилась мать к священнику Московского патриархата — он сказал: «Нет, отпевать не будем». «Почему?». «Крестили его в Киевском патриархате. Раз в Киевском патриархате крестили, он некрещеный, мы его отпевать не будем».

<...>


(Следующая часть интервью важна для понимания обстановки вокруг конфликта трех патриархов — Киевского, Московского и Вселенского. Рекомендуем обратиться к блогу О. Ярового «Третья мировая священная война: 7:1 в пользу Константинополя», который дает независимую оценку ситуации со «священной войной», но, как оказалось, схожую с оценкой Киевской патриархии.)

Незаконнорожденная Московская митрополия (1448 г.): зачем отделилась от Киевской?..

Филарет ― Дело в том, что перед решением о предоставлении Томоса патриарх Варфоломей созвал Архиерейский Собор. На этом Архиерейском Соборе детально, документально изучили вопрос, каким образом Киевская митрополия оказалась в Московском патриархате. Она же была частью Константинопольского патриархата. На основании документов признали, что присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату было незаконным, неканоничным.

А. Венедиктов ― Это признал Архиерейский Собор? Константинопольский?

Филарет ― На основании документов. И поскольку это каноническая территория Вселенского патриарха…

А. Венедиктов ― Украина?

Филарет ― Украина, Киевская митрополия, поэтому он имеет право давать автокефалию. Не потому что он Вселенский, а потому что это его каноническая территория.

А. Венедиктов ― То есть один Константинопольский патриарх передал Москве, а другой забирает себе назад? Ну, грубо говоря?

Филарет ― Нет. То было незаконное присоединение. И Константинопольский патриарх считает его незаконным. И теоретически она находится в его правах. Так же, как Румынская церковь, Греческая церковь, Сербская церковь, Болгарская церковь — это все были церкви, которые входили в так называемую Великую Константинопольскую церковь.

А. Венедиктов ― Ну когда-то и Москва входила.

Филарет ― И Москва.

А. Венедиктов ― Получается, что все каноническое…

Филарет ― Это действительно так. Московская митрополия отделилась от Киевской.

А. Венедиктов  Не наоборот?

Филарет  Нет, Московская отделилась от Киевской в 1448 году. И Москва в 1948 году праздновала 500-летие своей автокефалии. Праздновали же? А Киевской митрополии сколько? Больше 1000 лет. Кто старше? Кто от кого отделялся? Московская митрополия отделилась от Киевской митрополии. Причем так же, без всякого согласия. Вот решил князь Московский — и все, отделились. Кто мать, а кто дочь? Московский патриархат является дочерней церковью по отношению к Украинской церкви. А Украинская церковь — дочерняя церковь по отношению к Константинопольскому патриархату и материнская церковь по отношению к Московскому. Вот это правда. Так вот, вернемся. На Соборе было документально…

А. Венедиктов ― Это Собор Константинопольского патриархата, чтобы понимали.

Филарет ― …что Киевская митрополия остается теоретически в составе Константинопольского патриархата. А раз она в составе Константинопольского патриархата, он имеет право, такое же, как он давал автокефалию Греческой, Румынской, Болгарской, Сербской церкви, на таких же правах дать и Украинской церкви.

А. Венедиктов ― Это делает патриарх или это должен быть Собор всех церквей? Я просто не знаю.

Филарет ― Нет. Тем давал патриарх и Синод.

А. Венедиктов ― Синод Константинопольский?

Филарет ― Константинопольский. Другие церкви не имеют никакого отношения к этому.

А. Венедиктов ― Потому что вы знаете, что патриарх Московский предложил созвать — не знаю, как называется — Собор всех православных церквей, чтобы там обсудить этот вопрос.

Филарет ― Для чего?

А. Венедиктов ― Не знаю, я хотел бы у вас это узнать.

Филарет ― Для того, чтобы не дать, воспрепятствовать Томосу со стороны Вселенского патриарха. Для этого он предлагает там созвать Собор. А как Русская церковь получила? Не собирались же! Причем как — его в тюрьму бросили и сказали: «Пока не подпишешь, не выпустим». Это факты. Так вот, пусть историю изучают. **)

____________________________

**) См. https://7x7-journal.ru/post/111710 Третья мировая священная война: 7:1 в пользу Константинополя

 

Собор объединительный: 63 епископа присоединятся к Киевской патриархии, в т.ч. от Москвы — 10

А. Венедиктов ― Последний вопрос. Как вы думаете, патриарх Варфоломей приедет на объединительный Собор в Украину.

Филарет ― Думаю, что в этом нет необходимости. Но представитель будет.

А. Венедиктов ― Экзарх?

Филарет ― Не знаю, это уже дело Вселенского патриарха.

А. Венедиктов ― Но вы же готовите Собор. Все готовят Собор.

Филарет ― Но посылать — это уже дело самого патриарха.

А. Венедиктов ― Последний вопрос. Некоторые иерархи Московского патриархата тоже обратились к Вселенскому патриарху, поддержали вас, чтобы был Томос. Какая их судьба? Мы не знаем, сколько их — двое сказали «да», но мы не знаем, будут ли они участвовать в Соборе со своими приходами. Вот это расскажите.

Филарет ― Обязательно будут. Будут участвовать в Соборе все архиереи трех церквей, которые обратились к Вселенскому патриарху за Томосом. Вот они все будут на Соборе. Поскольку Киевский патриархат… Нас был 41...

А. Венедиктов ― 41 иерарх.

Филарет ― Да, и 12 от Автокефальной церкви, и 10 от Московской. Но они не называют имена. Назвали только двое.


Филарет (Денисенко), патриарх Киевский и всея Руси-Украины, предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, в гостях у А. Венедиктова 19 сентября 2018 г. «Эхо Москвы» — https://echo.msk.ru/programs/beseda/2281192-echo/, аудиозапись, текст: фрагменты интервью; шрифтовые выделения наши.