XXI век. Ежегодная делегация российских высокопоставленных бездельников выезжает в государство Израиль, чтобы войти массовку старинного шоу «схождения благодатного огня» Великой Субботы в храме Гроба Господня в Иерусалиме. «Огонь», приобретенный за бюджетные средства, ввозят в Россию, устраивая пышные дионисии под блеск сакральных мигалок и звон астральных колокольчиков. Чудесный по себестоимости «огонь» разлетается по стране настолько быстро, что стоит подозревать божественное вмешательство DHL.

Не знаю, что курят кремлевские PR-шаманы, но идея наноогня, которую они год от года втюхивают кремлевским старцам, стала грустным анекдотом еще в позапрошлом веке. Первым разоблачением «чуда» стала публикация дневниковых записей основателя Русской духовной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского, 1804–1885), где написано следующее: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая не угасает. И так благодатный огонь не есть чудо». Далее следует забавная история о том, как египетский паша Ибрагим объявил, что будет сидеть в самой кувуклии во время зажжения огня, пообещав 2,5 миллиона пиастров в случае чуда, и — публичную огласку в европейских газетах в случае обмана. В результате петроаравийский наместник Мисаил признал, что огонь зажигается от лампады, скрытой за иконой, «что у самого Гроба Господня». Кроме того, Ибрагима смиренно просили, чтобы он не выдавал тайну, ибо «русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн». Иными словами: не ломайте нам бизнес, а то спонсор обидится. Можно лишь гадать: сознательно финансировал Николай I общенародный обман или сам был обманут? Тем более, свидетельства, что «огонь-то не настоящий!» публиковались достаточно в течение XIX–XX веков не только за рубежом, но и в России.

Относительно современных правителей заблуждений нет: помпезный ввоз и последующая общегосударственная трансляция «чуда благодатного огня» — циничная акция развода лохов. Вопрос в одном: это кремлеразматики лохи или они держат народ за лоха?

Источник: А. Е. Мусин «Церковная старина в современной России», стр. 416–427

Оригинал