Точечный, точный и малозатратный контрудар Путина по народным настроениям в отношении пенсионной реформы

Путин сделал то, что и следовало ожидать, многие пророчествовали именно о таком смягчении пенсионной реформы. Наш квазиимператор сделал подарок именно тем, от чьего отношения более всего зависит, кто составляет большинство его избирателей — женщинам среднего и старшего возраста: пенсионный возраст женщин с обещанных ранее 63 лет снижен до 60.

Молодежь в основной своей массе, включая девушек, к проблеме пенсий равнодушна, на выборы не ходит, а те, кто ходят, составляют лишь четверть путинских избирателей (на последних президентских выборах среди путинского электората молодежь (до 34 лет) составила 24.9%, у Грудинина — 28.6%, у Жириновского — 33.2%, у Собчак — 63.1%). Мужчины составляют всего 38% путинского электората и к пенсии относятся более пофигистски, чем женщины. Если многие женщины предпенсионного возраста воспринимают пенсию как новую жизнь с новыми возможностями, то большинство мужчин относятся к пенсии именно как к «дожитию», как к «недожизни». Многие юноши и молодые мужчины вообще не собираются доживать до пенсии или даже наивно мечтают, что не доживут. Многие мужчины средних и старших возрастов, не обремененные высшим образованием, уже смирились с тем, что шансов дожить до пенсии у них мало. И вообще для мужчины устройство в старости — это не тот повод, ради которого стоит напрягать отношения с властями. А для многих женщин — это именно тот повод.

Одним словом, Путин представил народу, со всей очевидностью, косметические смягчения в пенсионной реформе, не меняющие, хоть сколько-нибудь значимо, ее главных финансовых выгод для государства. Но сделал он это таким образом, что основная часть его электората и основные стейкхолдеры пенсионного обеспечения — женщины среднего и предпенсионного возраста — получили вполне обезоруживающую их подачку.

Оригинал