Католическая народная деревянная скульптура. И автору, и зрителю очень была важна конкретная, обыденная презентация мук (как я понимаю, «искупление» в народном католичестве важнее, чем в народном православии). Мучения — это боль. Боль — это раны и кровь. Очень важна кровь в образе распятого Христа. Они не знали, что не кровавые раны превращали в ад последние дни и часы распятых.

Я долго не мог понять, почему казнь распятием в древнем мире считалась самой мучительной. Ведь от таких ран не умирают, а если умирают, то так же, как и от любых других долго не заживающих и постоянно раздражаемых ран. Муки от самих ран сравнимы со страданиями от других казней, постепенно увечивших человеческое тело.

Однажды я вычитал: при поднятых вверх руках диафрагме труднее делать свою работу. Если это происходит единовременно или ненадолго — нет проблем. Но если человек в таком положении находится часами — он начинает задыхаться, но задыхается не сразу, а тоже часами и даже днями. Представьте себе: вас душат почти до потери сознания, а потом немного отпускают, но не до полного вдоха... и сразу опять душат, но снова не до потери сознания, а потом снова чуть-чуть отпускают, но не дают вздохнуть как следует... И так часами на грани жизни и смерти от удушья. Потом душат уже до потери сознания. Вы приходите в себя, осознаете этот безысходный ужас... и вас снова душат... С тех давних пор я как-то по-своему смотрю на любые распятия.

Оригинал