Две геометрическо-философские идеи запомнились мне в Венеции.

Крест.

Внутри Собора св. Марка есть крест. Что же тут странного? В каждом христианском храме есть крест. Но где еще этот крест - объемный. Это не две перпендикулярные линии: вертикальная и горизонтальная, это три линии, по "числу координат". Есть еще линия "вдаль" или "прямо". Поэтому, с какой стороны мы бы не смотрели на крест: спереди, сзади, сбоку - мы все время видим примерно одно и тоже.

Конечно, на самом деле в кресте собора больше линий, и они немного изогнуты, три лишь основных направления, сформированных более сложной композицией. В армянских крестах обычно вообще нет прямых линий, здесь же дуг меньше, но они есть. Это усиливает эффект креста одинакового со всех сторон: прямо и слева, и справа, и сверху.

Мозаики под колоннадой собора.

В них чувствуется влияние востока, как и во многом в Венеции, но это влияние умеряется чувством такта и гармонии, оставаясь скорее шуткой. Мозаики состоят из орнаментов, где геометрический расчет соседствует с художественной мыслью. В основе орнаментов круги, узлы, спирали, мне это хорошо знакомо. В орнаментах есть места напряжения, центры кульминации - где сходятся разные узоры,композиции. Я присмотрелся к этим центрам. Как мастера создавали кульминацию своего расчета?

Там просто - красивый камень. В центре узора то черный камень с белыми вкраплениями в стиле Кондинского, то цветная порода. Тут нет никакого расчета, только естественное состояние вещества, отобранное и показанное мастером, ушедшим на второй план и сделавшим случайную красоту раскола породы художественным центром своего творения.

Оригинал