К 75-летию Воркуты стартовал арт-проект «Воркута. Я здесь седел». Он посвящен людям, отдавшим этому непростому городу многие годы жизни, которые в прямом смысле здесь седели. Герои проекта – люди. Чаще широкой публике не известные, но их мысли, слова и опыт уникальны.

Валентин Дороговцев, строитель, родился в 1940 году, в Воркуте 60 лет.

Дед мой Иван Щелоков четырежды рецидивист – четырежды «изменник Родины», еще с гражданской войны. Прошел и Соловецкие лагеря. Отец тоже. Оба репрессированные и реабилитированные. И сын «изменник Родины» – уехал в 80-х в Израиль. С ним не общаюсь много лет, а с дочкой да. Она тоже там живет.

Монотонность жизни в Воркуте сложно разбавить, особенно зимой. Душа рвется к солнцу, в тундру. Есть у меня «дача» за поселком Советский на берегу Юнь-Яги. Река, пляж, костер. Есть и другие «дачи» вокруг. Там я отдыхаю и думаю.

Много лет назад знакомый мой Василий Веденков с юга пришел в Воркуту пешком. Так хотел сюда попасть. Я не верю, что лучшие годы Воркуты впереди.

На Руднике раньше уток стреляли, еще не было домов. Сейчас поселок брошен. Пройдут года и природа вернет своё. Всё циклично.

Главный человек в моей жизни – я.

Характер у моей мамы был как у меня – покладистый, терпимый. Одна вырастила троих детей. Очень давно приезжала ко мне в Воркуту в гости, со своей внучкой нянчилась.

Меня гложет то, что я скоро ослепну, не знаю точно когда.

Люди вокруг умирают. На местном кладбище около 20 моих близких, знакомых, друзей. Я в таком возрасте, что уже хочется вернуть в свою жизнь тех, кого раньше из нее вычеркивал.

Жить в Воркуте не могу в декабре и январе.

Приехало нас в  Воркуту по трудовому призыву человек 20 с техникума, ровно 60 лет назад. Мы сразу с поезда пошли на танцплощадку на бульваре Победы. Как говорится – с корабля на бал.

Начал строить Воркуту с шахты Халмер-Ю. Сколько объектов строил сказать не могу – наверное, все.

В Воркуте нет теней. Это очень тяжело. Я был в музее Арктики когда-то, там видел настоящие скафандры, в которых работали полярники. В нашем городе они тоже нужны.

Верхушки кустарников в тундре сухие, потому что их зимой сжигает холодом. Представляете что такое 20 градусов мороза и 20 ветра?

Воркутинцы – исключительные люди, сплоченные. Иногда даже слеза идет. Денег занимали друг другу без расписок.

Угораздило жениться на иностранке. Сама она в Воркуте жила с 1948 года. Тоже уехала в Израиль и дети. Летал к ним пять раз. Там тоже есть воркутинцы. Знакомая дочки, например, училась в 16-й школе. 

Не держу ни на кого обиду и злость. По молодости – где-то да, в работе, в жизни. Сейчас нет. Всех давно простил.

 

Автор проекта – Дмитрий Жидков. Фото – Олег Гречухин. Текст – Александр Литвинов.