Даа, русский рок нынче не тот: то ура-патриот, ярый националист Залдастанов, известный также как Хирург, то моя землячка Чичерина, оказавшаяся путинисткой и русомировкой... А теперь вот «порадовал» еще один мой земляк — экс-фронтмен группы «Агата Кристи» (далее — АК) Вадим Самойлов, к чьему творчеству — в частности, периода АК — я давно отношусь с большим уважением и чье влияние иногда ощущаю в собственной музыкальной работе.

На концерте в Мурманске Вадим Рудольфович, исполнив песню «Никогда» (получившую широкую известность благодаря художественному фильму Сергея Балабанова «Брат-2»), произнес пламенную речь, в которой прославил участников двух империалистических войн с участием РФ — на юго-востоке Украины и в Сирийской арабской республике. Заметив, что один из зрителей после этих слов развернулся и стал уходить с концертной площадки, Самойлов крикнул со сцены: «Куда ты пошел? Не нравится, что ли?». Затем этот человек удостоился ярлыка «фашиста» из уст музыканта. Но обо всем этом просто не имело бы смысла писать, если бы после всей вылитой грязи музыкант не проорал: «На Берлин, друзья!»

Что можно сказать. Я давно знаю об ура-патриотических взглядах Вадима Рудольфовича. Более того, будучи осведомленным о его политическом бэкграунде, где и неоднократные гастроли перед донбасскими «ополченцами», и участие в выборах Путина как доверенное лицо последнего, и угрозы «испорченной карьерой» родному брату, тоже же экс-участнику АК, Глебу Самойлову за «экстремистские» песни, — не сильно удивился такому поведению. Немного неожиданным был лишь такой откровенно-хамский и даже, не побоюсь этого слова, быдляцкий тон со стороны Вадима Рудольфовича. Но возмущаться тут, по сути, бессмысленно, ибо все это закономерно. И тут дело даже не в том, что таким, как Самойлов, наверняка платят за такие вот выступления (хотя и в этом тоже).
 

На мой взгляд, все это было бы не столь удивительно, если бы главным действующим лицом в этой истории был не представитель русского рока — среды, изначально возникшей как альтернатива официозной культуре и всегда несшей в себе некий, хотя бы внутренний, протест, нонконформизм, — а представитель коммерческой культуры, то есть того, что принято называть шоу-бизнесом. Последние в своей основной массе, как правило, держатся конъюнктуры или, во всяком случае, не выходят за ее пределы, ситуационно выступая в роли то морального или политического компаса, то сторонников «всего хорошего против всего плохого». И даже в контексте наблюдаемой в последние годы дрейфа русского рока в сторону Кремля или, выражаясь словами писателя Владимира Паперного, от ценностей «культуры-1» к ценностям «культуры-2», эта ситуация видится мне не такой уж и банальной. Ибо одно дело — получая кремлевские гранты, высказывать дежурные пропагандистские фразы о патриотизме и «великой державе», а когда на полном серьезе перед большой толпой звучит лозунг «На Берлин!», всегда воспринимаемый любым вменяемым человеком как маркер дегенератства и интеллектуального вырождения, — здесь, как мне видится, дело обстоит хуже, и, возможно, тут уже уместно говорить об общей, системной, деградации.

Деградация экономических отношений как общественного базиса ведет к деградации надстройки, то есть политических и правовых отношений, культуры и, как следствие, общественного сознания. Оттого и не нужно объяснять, почему общественный спрос на такую культуру не падает, а растет. Оттого и призывы совершить новый поход на Берлин выглядят теперь не как детские игрушки в войну в виде нелепых наклеек на автомобилях, лишь косвенно отсылающих нас к кровавой странице истории, теперь эти лозунги звучат в самой что ни на есть прямой связке с «воевавшими дедами» как инструмент манипуляции массовым сознанием. И звучат они из уст тех, кто, по слову Джорджа Оруэлла, «на эту войну не пойдет».

Так, может, настал тот самый момент, когда создание новой контркультуры — культуры сознательных трудящихся — это уже не просто идея, а руководство к действию?

Оригинал