Архитектурный балаган или ансамбль. В центре Йошкар-Олы уютно расположилась площадь Пресвятой Девы Марии. Западно-христианское название. В православных реалиях строго используют Матерь Божья, Богоматерь, Богородица. Но речь совершенно о другом.

 

 Давеча момент интересный такой произошел. Может, не показательный, но точно тонко-живописный. Примерно неделю-две назад, медленно прогуливаясь по центру Йошкар-Олы, заметил иностранных студентов (их не реально не заметить). Три штуки, одна из них девушка, все в современно-универсальных курточно-джинсовых одеяниях. На внешний облик темные-темные, очи тоже черно-бездонные, и прически а-ля «мы издалека примчались». В руках они попеременно держали портативные колонки, откуда громко играл ремикс меганеобычной как бы музыки, в «мелодичных» словах песни звучали сплошняком только согласные звуки на вдохе-выходе подозрительно бодрого певца. Идеальный ломанный бит, в экзотике и рядом.

➣ Так вот, прошли эти приезжие ребята мимо Марийских курантов и уверенной походкой направились почему-то прямо в Собор Благовещения Пресвятой Богородицы  —  в тот самый, что поодаль от изваянного в околопротестанском стиле фонтана-памятника Гавриилу Архангелу у набережной реки Малая Кокшага. Загодя прежде чем зайти в церковь, они нерасторопно выключили музыку, чуть осмотрелись, поправились и, обменявшись парой улыбчивых фраз, выключили телефоны. Конечно, сразу возникла куча чешущихся вопросов: «Даже и это заведение они считают туристическим? Как на них отреагирует православная паства? Вдруг возникнут нормативно-ментальные коллизии?» и тэдэ/тэпэ. Ведь как таковое в основной массе общество нашей глубинки  —  Марий Эл  —  совсем не приспособлено к подобного рода этноконфессиональным соприкосновениям.

➢ Ну, короче, любопытство и ноги автоматически потянули. Туда же. Вместе с ними. Постоять. Так сказать, вживую оценить сей естественный социокультурный эксперимент под заревом свечек и давлением благодати от литургических песнопений. Перейдя порог религиозного учреждения  —  глухо обомлел. В помещении протекает соответствующая служба (дата была тогда у них праздничная), народу мало, в воздухе витали острый запах ладана и легкая меланхоличность. Православная же молодежь в процессии всячески нервно активничала, однако при этом зачем-то натянула на себя зеленые и белые цветом потертые футболки с крупной надписью наименования некой организации, членами которой они являются (странно, разве так важно в храме выделять, кто и где состоит?). Зато наших импортных студентов как добротно там приняли!..

➣ Приняли никак. Что они есть  —  что их нет. Да, мгновенно обратили внимание на их, мягко выражаясь, нероссийское и непостсоветское происхождение, потом тихо отвернули взор. То ли попривыкли к гостям, то ли шибко не отвлекались в силу занятости в богоугодном деле. Иностранные учащиеся в повседневном режиме без робости обошли граждан и остановились в линейку по левый бок за спинами от общего сгустка прихожан (наверное, для перестраховки, никого не смущать). Первый парень из «прилетевших грызть гранит марийской науки» в молитве сомкнул руки в замок возле подбородка, поднял голову и закрыл глаза. Уфф, как же разительно и отчетливо он контрастировал на фоне окружающих. В отличие от прочих, в нем не пульсировала осмысленная рабосклонность, вежливая угрюмость, обрядническая вялость и торжественная печаль. Напротив  —  он будто жаждал взлететь, осталось руки поднять (не поднял).

➢ Н-дэ. Посланник «доброй воли тридевятого царства» сугубо по домашнему обыкновению и утвержденному в его среде укладу стремился к истине в образе Б*га, без фанатизма и упоров в крайности. Эмоции на его лице не демонстрировали сожаление или просьбу о прощении, неприкрыто отражалась иная, для здешних мест редкая палитра эмоций. Сложно подобрать термины-эпитеты, заморский студент, похоже, что-то чувствовал, и ему этого было мало, он хотел ощущать еще, он будто желал к чему-то внутренне соприкоснуться (подчеркнем  —  максимально никому не мешая). Позже нестандартную химию «бозонов Хиггса» на мимике «посетителя» обнаружила и одна из бабулек-старожилов и, видимо, на всякий пожарный осенившись крестным знаменем, отодвинулась от них поближе к алтарю, проскрипев сквозь зубы  —  «ижж, волосы распустила, ижж, платок не одела». Увы, запамятовала.

➣ Парень в свой черед тоже крестился, диковинно, похоже, лишь лицо и что-то целовал на пальцах (очень напоминало обрядовые элементы древневосточных церквей). Его двое друзей  —  парень и с распущенным локоном девчуля  —  ничего не предпринимали, росписи на стенах не разглядывали, еле шевелили губами и проявляли к воссылающему приятелю тотальную эмпатию (осознанное сопереживание его текущему состоянию). Через минут 15–20 они вышли. Вышел за ними. На попытку заговорить «понаехавшие» откликнулись легким испугом и скромностью. «Ребят, саламчики. Вы откуда?» —  озвучил давно назревший вопрос. «Пхгтдгзгдтркхзст»,  —  последовал ожидаемый ответ. По-русски они круглый ноль (откуда в Марийской республике столько преподавателей фундаментально-профильных дисциплин с великолепно-глубинным владением технического английского языка?). Спасибо, интернет и приложения в их мобилках выручили наше общение.

➢ Онлайн-переводчики пояснили, мол, они из дружественной Индии. Тот чернявый пацан действительно верующий христианин и благодарен Иисусу за то, что его сюда жизнь закинула. А другие двое по религии вообще индуисты! Как разузналась их конфессиональная принадлежность, очертилась новая интересантность: «Тык, все-таки какая форма Всевышнего верховнее? Вишна или его аватар-воплощение Кришна?»  —  но задавать его нельзя, есть риск того, что невзначай обидятся. Мы же  —  местные  —  люди тоже этичные. Вот какой настоящий вопрос предсказуемо пророс: «Если вы индуисты, зачем в христианскую церковь ринулись?». Ответ приятно ошеломил (в литературном наречии)  — «Он наш товарищ. Мы из одной страны. Мы решили его поддержать. Если бы тут имелся индуистский храм, он нас тоже бы обязательно поддержал». Молодцы. Дорожат единой родиной без внутренних различий.

➣ Они не номинально ценят свою кровную землю, они на практике, на уровне инстинктов сохраняют переплетение культур матерь-государства и сохраняют его на чужбине, без нарочитых выпячиваний. Несомненно, вышеописанное есть хотя и частный случай, но сто процентов не единичный, фрагмент системности. Наши так умеют? Не, набить в Турции морду толпе украинцев из-за острого геополитического диспута и после победоносной драки водрузить над гостиницей российский флаг (реальная история)  —  не считается. Тогда сработал медиаимпульс. Могут ли наши за рубежом без информационных поучений поступить аналогично тем пресловутым индийцам? Допустим, россиянин-мусульманин с коллегой россиянином-буддистом в китайской командировке наведался на службу в дацан, и не ради туристического неравнодушия, а чтобы морально подсобить соотечественнику.

➢ Ни для кого не секрет: на улицах Йошкар-Олы все чаще и  —  главное!  —  больше стали встречаться иностранные студенты. Среди них кого только не бывает: и спокойные типы, как те граждане Индии, иногда наталкиваешься и на индивидуумов со здоровенными противосолнечными очками и залакированными прическами, словно они вот-вот покинули съемочную площадку какого-нибудь турецкого гламурного клипа, либо мелькает молодежь в спортивках, которая фотографируется на набережной и подругивает прохожих за то, что они бродят туды-сюды промеж ними и камерой (кадры портят). Коренные жители-обыватели сконцентрированы на личных проблемах и (без ксенофобии сказано) не отличают их между собой. Прибывших из Средней Азии и Закавказья опыт еще позволяет определить  —  тонировка, темперамент, жестикуляция, характеры, гонор.

⎊ Касательно локального республиканского общества  —  с последними указанными нас вроде время притерло, уже взаимоизвестны традиционистские специфики, ограничения. Тем не менее симито-дравидских «новеньких обитателей» местные воспринимают вне уникальности, «дополнительный оттенок того же старого», «ответвление тех же самых», «южное цунами». Нет, они все замечательные люди. Мы тоже замечательные люди. К примеру, года три назад у одного из известных кафешек Йошкар-Олы до физических столкновений закусились толпы молодых возрастом азербайджанцев с армянами (эксцесс зафиксирован в отделе «Э» МВД по РМЭ). По слухам, причиной спора послужил Нагорный Карабах. Где еще обсуждать эту проблему? Безусловно, идеально комфортно кулачные дебаты устраивать в универсальной Марий Эл. К сожалению. Все смешалось… И чем раньше начнем бить в колокол, тем лучше. Расстановка сил, баланс, корректировки, все дела.

Константин Строкин

Текст отредактирован модератором