Феминизм начинался с глобальных вопросов, со стремления обеспечить женщинам человеческие права: на безопасность, свободу, образование, самоуважение, наконец. Феминизм начинался с ужасающих рассказов об условиях в родильных домах и о домашнем насилии. А сейчас он скатился к призывам дать бой стандартам красоты и отменить какие-то негласные «законы бритья и макияжа», которых на самом деле не существует.

Острый вопрос

В обществе, где мы живем, понятие женской красоты довольно специфично. Среднестатистический мужчина бреет только лицо, и даже его может не брить — борода сейчас в моде. Допустимый максимум — гладкие подмышки. При этом редкая женщина покажется в общественном месте с волосатыми ногами, а некоторые удаляют волосы еще и с рук. Стереотип о том, что у женщины должны быть гладкие ноги, укоренился в сознании современных людей окончательно и бесповоротно.  

Хотя сейчас повсеместно ведутся разговоры о «естественной красоте», мужчины вкладывают в эти слова несколько другое значение. Да, они на каждом углу готовы кричать, что толстые нарисованные брови и вызывающие красные губы — это убожество. Возможно, такая активность даже радует представителей фем-движения. Однако вряд ли под вожделенной естественностью мужчины подразумевают мохнатость во всех мыслимых местах. Такая «естественность» в наше прогрессивное время — прямо скажем, не пользуется спросом.  

Поскольку табу на волосы где-либо, кроме головы, мужчин не касается, для феминисток это повод заявить о неравенстве. И здесь упрекнуть их не в чем — неравенство налицо. Только кому от этого плохо?

Все для них

Одна феминистка справедливо заметила, что утверждения типа «я крашусь/ношу каблуки/и тэдэ для себя» — бред чистой воды. Если бы это было так, то женщины и дома, когда их никто не видит, ходили бы при полном параде. Что же на самом деле? Пижамы, тапочки, пучки на голове и лицо в глине. Есть вполне четкая связь между соблюдением стереотипов и тем, что женщина жаждет одобрения со стороны общества, и прежде всего мужчин. И бреемся мы не потому, что сами вдруг решили, будто волосы на теле — это что-то плохое. Соблюдать существующие стереотипы — это значит играть по правилам, не более того.

И сдается мне, что большинство женщин делают укладку и красят ресницы не для себя, а для них — для мужчин. Смысл всего этого в том, чтобы им понравиться. При этом нет никакого закона, что женщины обязаны как-то выглядеть. А вопрос обязательности макияжа мне кажется вовсе абсурдным. До недавнего времени в моей косметичке не было ничего, кроме пудры, да и сейчас я спокойно выхожу на улицу ненакрашенной. И, не поверите, ни разу никто закричал мне в след, что я похожа на бледную мышь и мне срочно надо купить помаду.

Брить или не брить?

Да, с небритыми ногами дело обстоит сложнее. Приди женщина так на пляж или в бассейн — и неодобрительный шепот за спиной ей обеспечен. Но осуждение — не мера принуждения. Люди, которые носят дреды и делают татуировки — они ведь не бегут приводить себя «в приличный вид», когда слышат, что кому-то все это не нравится. Ровно так же женщина с естественной растительностью может гордо пройти по пляжу и даже не взглянуть на тех, кто о ней говорит.

Если феминистки требуют права ходить по улицам ненакрашенными и не брить ноги: что ж, такое право у них есть. Любая из них может выйти на улицу, не делая ничего, что должна бы сделать согласно неписаным правилам. Предстать перед обществом в первозданном, так сказать, виде. Самое страшное, к чему это может привести — какой-нибудь неодобрительный комментарий. Разве истинных революционеров это может волновать?

Полюби меня такой

Другое дело, что феминисткам хотелось бы, чтобы естественное состояние для женщины стало не просто возможным, а общественно-принятым, так же, как оно является нормой для мужчин. И тогда волосатые женские ноги вызывали бы восхищение, а не отвращение. И тогда никому не пришло бы в голову смотреть вслед красотке с ярким макияжем, в тот момент, когда рядом идет «естественно-красивая». Проблема лишь в том, что ни статьи, ни посты в интернете, ни акции протеста такого чуда не совершат.

Главный вопрос — зачем феминисткам нужно, чтобы настоящая естественность считалась красивой? Ответ возможен только один: для того, чтобы эти самые феминистки, которые не приемлют патриархальные стандарты, могли нравиться мужчинам. Ведь если забыть о мужском мнении, то они вполне могут быть естественными и радоваться жизни – насильно их к следованию стереотипам никто не принуждает. Выходит, противницы мужского господства борются за то, чтобы быть привлекательными для «насильников»? 

Вряд ли кто на полном серьезе станет утверждать, что у женщины нет права не краситься или ходить в балетках. Не знаю насчет других стран, но в России за это в тюрьму пока не сажают и даже не штрафуют. Вот оно, ваше право, берите и пользуйтесь! Но нет, на каждом шагу продолжают появляться истории о том, как ярая феминистка перестает бриться и жалуется своим соратницам, что к ней охладел молодой человек. Своим примером они пытаются заставить своих партнеров и всех окружающих «сменить парадигму» на феминистскую и искренне полюбить волосатость. Но, к счастью, феминистки пока не научились влезать в чужие мозги и промывать их — а без такого навыка план по законодательному запрещению бритья в жизнь не претворить. Мне только одно интересно: неужели не осталось в «женском вопросе» более серьезных проблем, нежели волосы на ногах?