Выборы являются удобным рубежом, позволяющим отграничить один период жизни страны от другого.

 

Прошел месяц после  переизбрания Путина на новый 6-тилетиний срок. Что дальше ? С таким вопросом мы обращались к жителям Калуги, чтобы узнать об их надеждах и опасениях относительно роста благосостояния, американских санкциях и перспективах третьей мировой войны.

 https://www.youtube.com/watch?v=b9CROyRjg48

Опрос выявил существующую поляризацию общества, когерентную масштабам кругозора респондентов. Пожилое население всемерно уповает на Путина, как на гаранта удовлетворения их базовых потребностей в еде и безопасности от внешнего агрессора, которые гарантируют комфорт и стабильность условий жизни. ( В пирамиде Маслоу - это два нижних уровня; если человек испытывает дефицит  продуктов и получает угрозы, то более высокие потребности будут для него не актуальны). Респонденты пенсионного возраста воспринимают продуктовое изобилие  как очевидный прогресс по сравнению с экономическим хаосом 90-х. Они не проводят причинно-следственных связей, объясняющих, что кризис 90-х, это последствия глубокой деградации административно-плановой экономической модели СССР, а рост благосостояния 2000-х – это не иррациональная гениальность управления Путина, а результат реформ ельцинского периода, плюс высокие экспортные цены на углеводороды.  Военный реваншизм для них – способ удовлетворить потребность в безопасности, а иностранные санкции – дань уважения российской нации, которое они переносят на себя.

 

   Среди молодежи немало тех, для кого принципиально важным является самоидентификация с цивилизованным миром, а голод и война рассматриваются как пропагандистские химеры. Несоизмеримость экономик РФ и Западного мира вызывает у этой категории респондентов иронию,  а участие в локальных войнах – воспринимается как  рычаг геополитического регулирования международных отношений. Президент для них лишен сакральности, и представляется как госслужащий, а не как «вождь».

 

Хочется отметить, что с ростом самоактуализации  меняется восприятие личной субъектности : чем меньше реализован потенциал личности – тем охотнее респондент передоверяет заботу о своей безопасности  и благополучии внешнему защитнику, которым является Путин В.В. Общество в этом случае воспринимается как зависимая от мудрости барина крепостная община. Человек не чувствует своей ответственности за благополучие своих соседей, потому что считает его «юрисдикцией» Гаранта безопасности и стабильности. Это черты советского менталитета обезличивающего гражданина и декларирующего только государственное централизованное  решение проблем, исключая  инициативы снизу.  Однако по мере удовлетворения потребностей, при возрастании степени самоактуализации, респондент субъективно начинает ощущать свою ответственность не только за себя и перед собой за свою жизнь и успехи, у него возникает чувство ответственности за других людей, за страну в которой он проживает, за действия лидера этой страны. Несовместимость  восприятия действительности между молодежью и старшим поколением приводит к тому, что молодежь с высоким уровнем самоактуализации не идентифицирует себя в единую общность с большинством граждан России. Это является основным мотивом, объясняющим намерения эмиграции. Такие люди просто стремятся к удовлетворению потребностей, находящихся на вершине пирамиды.

 

Таким образом, власть в России опиралась и  опирается на низкоактуализированное большинство, которое не предъявляет требований расположенных на верхних этажах пирамиды Маслоу.  В ситуации, когда общество не требует от власти ( и от самого себя в большинстве своем) возможности реализации потребностей в развитии, отсутствия препятствий для раскрытия личностного потенциала, эстетического и креативного преобразования социо-культурной среды, свободного неподцензурного высказывания собственного мнения, неприкосновенного ведения бизнеса – конкурето-способное развитие страны невозможно, а экономика обречена на стагнацию. Элитарное меньшинство поддерживает высокий уровень потребления за счет невзыскательности большинства, планомерно и недальновидно запрещая просветительскую деятельность.  Механизмы  общественного контроля для верхних уровней пирамиды не применяются, потому что отсутствует достаточный запрос на это со стороны граждан. Люди с высоким уровнем самоакутализации очевидно находятся в состоянии духовно-идеологического одиночества и перманентной депрессии от невозможности быть понятыми соотечественникам.