В течение жизни мое мировоззрение менялось. В детстве я, как и большинство моих ровесников, верил, что живу в самой лучшей стране, в которой «через 20 лет» наступит коммунизм. Немного повзрослев, понял, что не все у нас в порядке, и тогда увлекся еврокоммунизмом. Это такая идеология европейских компартий, суть которой сводится к тому, чтобы, отбросив сталинщину, объединить марксизм и демократию. Перестройка разрушила и эти иллюзии, и тогда, решив, что высшие ценности — это свобода и права человека — я стал либералом. Но в конце концов понял, что в глубине души был и остаюсь анархистом. Никогда не любил государство и составляющие его элементы — чиновничество, армию, полицию. Почему? Ответ прост: воспитание.

Нет, ни родители, ни школа ничему такому меня не учили. Я был примерным октябренком, добросовестным пионером, активным комсомольцем. Тогда каким же образом мою душу отравил коварный анархизм? Да через книги. Какие? Такие, какие читали почти все мои ровесники: «Три мушкетера», «Золотой теленок», «Робинзон Крузо», «Щит и меч».

Попробуем разобраться.

Главные герои самого популярного романа Александра Дюма — четыре отъявленных головореза. Они плевать хотели на законы и общественную мораль, помогают ярому врагу своей страны герцогу Бекингему, ставят палки в колеса великому государственнику Ришелье (объединил Францию, развивал флот, торговлю, науки и искусство) и пачками убивают людей на дуэлях. Но мы их любим, потому что их дружба, благородство, честь не знают государственных границ и стоят выше государственных законов. Ну чем не анархисты?

Идем дальше.

В 1932 году Валентин Катаев написал прекрасный роман о строителях Магнитки «Время вперед!». И хотя он впоследствии был довольно удачно экранизирован, никто из героев массовому зрителю и читателю не полюбился. А вот брат Катаева Евгений и его друг Илья Файнзильберг сотворили образ мошенника и авантюриста Остапа Бендера, которого обожали несколько поколений советских граждан. Остапу, в отличие от героев романа «Время вперед!», скучно, как он сам признался Шуре Балаганову, строить социализм. Он мечтает о готовом рае на Земле, который, как ему думается, находится далеко за океаном — в Рио-де-Жанейро. Тоже своего рода анархист.

Английский моряк Робинзон Крузо, как мушкетеры и Остап Бендер, не очень-то считается с государственными законами. Он участвует в нелегальном торговом рейде за черными невольниками и в результате оказывается на необитаемом острове. 28 лет он вместе с верным другом Пятницей живет вне всяких государств по своим собственным законам. Можно сказать, анархист поневоле. 

Йоганн Вайс (Александр Белов), как и его коллега Штирлиц (Исаев-Владимиров), конечно же, никакие не анархисты. Они верно служат своему государству. Но как они это делают? Они изнутри подрывают основы другого, враждебного им государства. И нам нравится следить за этим процессом.

Откуда же эта подспудная тяга к анархии? Правда, реальные анархисты не стали нашими любимыми героями. Но тут уж постарались советские идеологи: анархистов в кино и книгах изображали как пьяных матросов, а батьку Махно — кровавым бандитом. 

Видимо, все дело в том, что человечество большую часть из сотен тысяч лет своего существования обходилось без государства. Но на каком-то уровне развития появилась необходимость в некоей политической организации общества на определенных территориях. То ли для того, чтобы прекратить войну всех против всех (Гобс), то ли чтобы держать в узде низшие классы (Маркс, Энгельс, Ленин). Как бы то ни было, но природе человека государство чуждо. Даже самые убежденные государственники с удовольствием читают вышеперечисленные книги. А значит, и они в глубине души анархисты.