Или инсайд с эксклюзивом оптом — дешевле (22-е справки из 44-х) 

«Нет, вы доклад то сами читали? Теперь идите сюда и объясняйтесь. Идите-идите, не бойтесь» © динамичный Владимир Путин

 

 По просьбам гуманистов, ссылающихся на достоверно-зафиксированные факты… Раскручивается очередной сезон в марийской политике (если таковая в природе в принципе существует). Нас впереди предвкушают интригующие ротации кадров почти во всех структурах, где вольготно и длительно жили как ключевые персоны, так и кабинетные манипуляторы предыдущего маркеловского периода. В “Сером Доме” они, кажись, отгремели уже, но пока ещё не до логического конца. Волна добралась до следующих привязанных конструкций — до региональных отделений ведущих общественных объединений и политических партий. В том числе трансформируется стиль взаимодействия регионального центра с управленцами по сферам и уровням.

✑ Затерев точки над «ё», часть #1. Позитивная повестка дня: “коллективный разум” содержательно калькулирует на что не обратили внимание евстифеевцы, почему не бывает бывших, для чего бережётся дружба “шишек”, где прячутся маркеловцы, зачем они кидают однополчан-товарищей, а особо отчаянные из них строят коалиции, на что повлияет созданная примесь и куда пойдут разыскивать новых депутатов.

 А может никаких корректировок по цельным группам персонажей и рою единиц-живчиков не ожидается вовсе. Чисто протолкнут яркую праздничную картинку — ну, типа всё идёт и всё меняется, ибо “запрос на новые лица в республике грандиозный” и “он исчезать не собирается”. Правда, вот “местные всё почаще и настойчивее предлагают видеть среди региональных властьимущих тех же местных, плюс не замазанных в разорительном творчестве бывшей администрации”. К сожалению, стоит признать — ну, что греха таить? — сами местные не могут промеж собой договориться. Однако веско аргументированный базис для ближайших внутриэлитарных встрясок и накала открытой конкуренции с закрытыми переговорами имеется точно.

 В местном руководстве партии власти, то есть в Марийском региональном отделении партии “Единая Россия” искренне поражаются нестандартному поведению, так называемого, “саратовского десанта”. Или “саратовских партизан” — названия части приезжих помощников свежеизбранного Главы РМЭ Александра Евстифеева равнозначны, почему-то употребление этих двух ироничных терминов среди народа заметно прижилось. Причём озвучивают их без негатива, таким образом всего-навсего инсталлируют лингвистический “флажок”, мол, данные статусные граждане с одного “огорода”, их вроде как немало и на первый взгляд они организованны… Так о чём же дискуссионно рассуждают аборигены-единороссы?

 А умилённо и раздражённо думу думают они о поводах чего же к ним в гости до сих пор не захаживают упомянутые саратовцы, ведь по уставу партии при смене ПМЖ это строго предписано. “Аж полгода от их прибытия минуло и все действительные члены нашей партии! Прилетели они к нам с вотчины Вячеслава Володина, нынешнего председателя Госдумы России! Но на партучёт в отделение “Единой России” Марий Эл будто бы злоумышленно не встают! Странно” — с сожалением и нарочито громко шепчутся начальники республиканского филиала партии власти и активные депутаты, прошедшие от их имени. Неужели “десант” брезгует? Либо что-то глубже очевидного есть и удобный момент для “партизан” не наступил?

 Забурлившие помыслы в самой многочисленной и ресурсообеспеченной партячейке республики воспринимаются шибко оригинально. И особой несуразностью они выделяются на фоне итогов прошлогодне-завершающей 23-тьей отчётно-выборной конференции “ЕР”. В снежном декабре 2017 года местные ребята-единороссы созывались официально и по регламенту — смеялись, улыбались, читали друг другу доклады о совершённой работе и её эффективности. Также тогда делегаты районных и городских отделений партии “Единой России” в Марий Эл посредством тайного голосования выбирали региональный политсовет, где заслуженно представляются выдающиеся партбоссы. Конъюнктурные перспективы и полёт фантазий нарисовались чудесные.

 Насколько республиканские партбоссы являются терпеливыми и весомыми личностями в политическом пространстве РМЭ не известно, зато прекрасно понятно как регулируется и согласовывается список грядущих членов регионального политсовета “ЕР”. Итак, догадайтесь: кто сохранился среди руководства марийских единоросов после губернаторских выборов и назначения нового Правительства республики? Как бы не дышалось противоречивостью, но это бывший первый зампред руководителя Администрации Главы Марий Эл, экс-начальник Управления внутренней политики и контроля Администрации Главы Марий Эл Станислав Швецов. Плюс сверху в дополнение ещё бывший первый зампред Правительства Марий Эл, руководитель Администрации Марий Эл Дмитрий Турчин.

 Всплывшие товарищи все 17 лет правления Леонида Маркелова шли с ним рука об руку, постоянно росли в карьере и укрепляли при нём позиции. Станислав Витальевич был “серым кардиналом” в области сглаживания неординарных и естественных дилемм. Дмитрий Иосифович последние годы поистине вздымался над штурвалом республики, пока Леонид Игоревич в куражах выковывал набережную, возводил памятники и сочинял стихи. Короче, публика не нуждается в повторах — оба “старые-добрые” и как облупленные: специалисты широкого профиля с лютым опытом дёрганий за ниточки. Насколько высока их ответственность за политическую пустошь и экономическую разруху? — растолкуют жители Марий Эл. Вещдоков с показаниями, слава Б*гу, хватает по горло.

 Сейчас у рассматриваемых в большей степени интересует неэталонное взлёто-падение. Дмитрий Турчин покинул занимаемую должность в январе 2016 года — в рамках официальной версии — “по собственному…”, в связи со скандалом вокруг того, что силовики уличили мужа его старшей дочери в заказе киллера на физическое устранение, то есть убийство, экс-мэра Йошкар-Олы Павла Плотникова. Компаньоны дерзко не поделили строительный рынок. Позже суд подтвердил вину родственника Турчина. Прежде закрыть дверь, Дмитрий Иосифович провёл широкий брифинг, где воскликнул о нежелании сложившимися обстоятельствами навредить безукоризненной репутации Главы РМЭ Леонида Маркелова и охарактеризовал критику оппозиции “бездоказательной и оголтелой”. Врал? Ошибался?

 В реальности уйти господина Турчина вынудило общественное мнение. А Станислав Швецов продержался дольше и лишился должности без давления извне. Попрощался он с креслом летом 2017 года, когда Маркелова этапировали в Москву и вместо него здесь на всю катушку гулял-разбирался в статусе врио Александр Евстифеев. По-видимому, гражданин Швецов не вписался в команду новых обитателей правительственного комплекса по адресу Ленинский-29, вернее они засомневались в его профадекватности. Тогда творческая тонкая натура лопнула и уволенный грозно высказался о реформаторской кадровой политике. В частности, обсуждаемый “правдаруб” обозначился категорически против потери Николая Куклина.

 В июле 2017 года первого заместителя Главы Марий Эл, куратора социально-экономического блока и энергетического сегмента Николая Ивановича лишили поста по причине негативных выводов от показателей мониторинга Счётной палатой России эффективности трат бюджетных средств региона. Швецов впрягся за Николая Ивановича, вскрикнув тревожные “Ахинея! Он ушёл сам, давно написав заявление. Результаты проверки Счётной палаты нормальные. Куклин — зубр, монстр госуправления, он тянул на себе практически всю матрицу жизнеобеспечения и развития нашей республики, замены ему нет и ещё долго не будет. Уже скучковалась линейка глав муниципалитетов, уходят” — чему вытягивающийся евстифеевский круг, мягко говоря, резко возмутился.

 Пожалуй, заклинания Станислава Швецова подобно турчиновским есть банальные то ли ложь, то ли оправдание. На дворе весна и нигде не бомбануло. Или неужто от нас что-то скрывают? Ради справедливости отметим, с завышенными энерготарифами для марийского крупного бизнеса евстифеевское правительство тоже ничего не в силах поделать. И вряд ли чего у них удастся без федеральной протекции, чтобы угомонить жадность окружных поставщиков-посредников между выработкой и получателем. Каким бы эпичным и “блаженным будёновцем” экс-председатель Общественной палаты РМЭ Владислав Зотин не казался, а болезненную тему неподъёмного роста тарифов на электроэнергию для промышленности он актуализировал весьма мощно.

 Но все дороги тянутся в “Единую Россию”, потому что не важно в какой вы партии состоите или не состоите, главное какой вы человек. В уставе партии власти красуется пункт, диктующий её региональным отделениям обновлять политические советы на 10%. Доскональностей “не более” десяти процентов там нет, как и нет запрета на добровольный выход из состава совета по состоянию душевного беспокойства. Как не крути, при современных завязках “ЕР” берётся основным инструментом регуляции местного законодательного собрания и редко, в экстраординарных случаях, его направления по выверенному пути. Тем не менее, несмотря на напряжённость и конфликты, Турчинов и Швецов законсервировались даже не в регполитсовете, а его президиуме. Куда же без них? Да? Сливки. Непотопляемые.

 Зачем они “неподменяемого” Куклина с собой туда не взяли? Обобщённо поиск мягкой подушки для седалища протекал чуть медленно. К примеру, разогнавшийся Станислав Швецов в 2017 году не единожды светился в Москве — в стенах Госдумы России. Засим он, невзирая на нервозность и синдром панических атак ректора МарГУ Михаила Швецова, попросился к нему на работу. Тот по-братски с благодарным видом дал отворот-поворт. Далее “тонкий специалист” выканючивался в помощники депутата Госдумы России от РМЭ Светланы Солнцевой на полную ставку. Светлана Юрьевна аккуратно и дипломатично также отказала. Хм? Зачем он не рванул в помощники другого депутата Госдумы РФ, “красного секретаря” Сергея Казанкова?

 Абсолютно серьёзно, их восприятие локального мира совпадают, так как Сергей Иванович в приёмной на Гагарина-8, что в ОПЦ, на любопытства обратившихся посетителей “Зачем Евстифеев создал такое вот Правительство?” молниеносно отвечает поднятыми плечами, разведёнными руками и нахмуренными бровями (безапелляционно вполголоса “ны знау”). Непредвиденные союзы порождают сочные плоды. Ничего страшного, маркеловская когорта “прогрессистов пропитанных недовольством” не растерялась. И “еёшные” друзья, закалённые в огне, воде и медных трубах, не растворились — благосклонность в МРО “Единой России” не улетучилась. Нельзя утверждать, что они там сконцентрировались и забаррикадировались. Партийцы обыкновенно разрыхлились и дезориентировались, а-ля “где хозяин?”. Кто-то сносно воспользовался ситуацией.

 Суть не в апологете асфальтирования политпротсранства Станиславе Швецовеих больше, чем вы подозреваете. Прочие двигаются потише и скромнее. Прежние перегруппировались из развеянной административной вертикали в горизонтальную сеть-паутину, хотя и сократились “в поголовье”. Контакты с оставшимися соратниками на различных уровнях администрации не прекращаются, служебными подробностями делятся. Попробуй столько вместе водки выжри, жёнам в бизнесе помоги, гульни весёлой компанией с асоциальными вип-девчатами на спрятанной даче за городом и взаимным трудоустройством родственников в формате “ты моего у себя — я твоего у себя” побеспредель пят, десять, пятнадцать лет подряд. Хорошее забывается не быстро, обоюдные отношения “рыльцев в пушку” — аналогично.

 И всё-таки пазлы не сочетаются. Производилось удалённое влияние? Из-за стенки? Тут пыжся — не пыжся, но к необычностям на нашей земле уже свыкнешься. Конечно, наш субъект федерации не какие-то там аномалия, полигон и лепрозорий, только как бы не зуделось удивиться — получается слабо. От феноменов каскадно-циклических нестыковок чувства притупляются. Вообще, выработанная стратегия внутренних синхронных и слаженных позитивных сдвигов на руках или в мыслях имеется? С объективной точки зрения, нельзя быть чересчур требовательным, въевшиеся тяжёлые проблемы разрешаются лишь в течение продолжительного срока. Сразу возникает сдув пыли с подвывертом — куда пропал выигравший единоросовский праймериз в Марий Эл списочный депутат Госдумы РФ Виктор Кидяев?

 Отчётливо прослеживается, около календарного года Виктора Борисовича не видно, не слышно. В Марий Эл мелькнёт ненароком, выдавит могучие тезисы и у-сё, оперативно-приличный “дасвидос!”. Зря что ли выбирали? Изучите, сколько узлов накопилось — распутывать необходимо. И марийские единороссы некрамольно злятся тому, что “саратовские” не встают на партучёт, и непосредственно среди марийских единороссов развелись некоторые политики с нехилыми связями демонстративно охладевшие к новому Правительству — мутные процессы зашевелились глаза слепить. Логично и бессмысленно позадавать компетентные вопросы “генсеку” МРО партии “Единая Россия” Владимиру МухинуТеперь спрогнозируйте его адекватную реакцию.

 Пронзительный филантроп и “синий секретарь” Владимир Иванович предсказуемо по старой и безукоризненной привычке ни в чём не признается и не откажется. Уйдёт в тень и по дороге вину всенепременно перекинет на смежных коллег. Ещё на заместителей и помощников заместителей — “я не в курсе, это всё они”. И опосля неимоверно вероятно походатайствует старшим собеседникам не выдавать его сотрудникам относительно их его обличающие сообщения. Талант не пропьёшь. Впрочем, нет тактики лёгкой “спайки” администрации с партийными ячейками — и с партией власти, и с системными парламентскими партиями. Партийные номенклатурщики приспособиться к ней не могут. Не умеют в автономном порядке функционировать, не научены, в иных реалиях воспитывались.

 Позавчерашний маркеловский режим характеризовался не одними коррумпированностью, семейно-клановым укладом госслужбы, сращиванием власти с бизнесом, авторитаризмом. Блистало и оживлённое стремление внепланово соприкасаться с лидерами и механиками региональных политических сил. Леонид Маркелов через уполномоченных представителей вычерчивал линию с правом вето изменения её траектории. Линию, за которую нельзя перепрыгивать и наблюдать. По свою сторону забора — свобода, на голове танцуй. Активные граждане и амбициозные коалиции загодя знали где не надлежит разворачивать предпринимательскую деятельность и какие темы будировать. Выдвинутым условиям не обязательно подчинялись. По крайней мере, центральные люди знали что творится в головах на верху, что уже проясняло обстановку, было от чего отталкиваться.

 Эх, разгулялась в Марий Эл демократия. Обнаружилось, не готовы к ней в республике. Сейчас правила игры не рассекречиваются. Ликвидация, либо апгрейд условий не ощущается. Их словно осторожно нащупывают прикладными методами, потому как невозможно адаптироваться к чему-либо овеянным плотным туманом. Управленцы сами ждут чёткие и строгие указания, спихнув с себя поруку. Волей почти не пахнет. Те, кто подсиживает конкурентов, взамен опять гарантируют тотальную беспрекословную подчинённость. Неужто окромя безопасности для эволюции знания и умелость не нужны? Диссонанс в торжестве здравого рассудка. Значит, есть риск закольцовки, вдруг по второму кругу поскочем. В регионах приехавшее руководство постепенно погружаясь в аутентичность субъекта в определённой доле принимает именно ту форму, которую на первых парах позволяет ей менталитет территориальной общественности и замашки её лидеров.

 Потом модель нравов и манер власти модифицировать будет гораздо сложнее. Кстати, народные избранники городского и государственного Собраний в стезю шепчутся о неудовлетворительном знакомстве с евстифеевским правительством. “Слабоватенько внушились” — заверяют они, прямо намекая на поверхностность и мелкую детализацию, типа при Леониде Игоревиче партнёрство было явно проникновеннее. Поди, не ахти как доверяют, либо приоритеты сместились, не до них. Между тем на горизонте уже маячат выборы муниципальных и республиканских депутатов в 2019 году. Похоже, обогащать палитру будущих депутатов — сугубо фрагментарно и после проверки — начнут членами стержневых общественных институтов и организаций таких, как официальная Общественная палата РМЭ, региональное отделение всероссийского движения сторонников Владимира Путина — ОНФ, неформального объединения приверженцев Александра Евстифеева — ДПОИ.

✒ Уличный баннер в Йошкар-Оле 2014 года. Тогда в предварительном внутреннем голосовании “ЕР” по выборам кандидатов в кандидаты приняло участие около 57600 человек — приблизительно 10% от общего числа избирателей Марий Эл. Тотальным победителем на роль выдвиженца в депутаты Государственного собрания РМЭ стал Леонид Маркелов — за-за “мегапопулярности” ему “пришлось” возглавить партсписок.

 Заключительная, дублирующий клон ДПОИ — “Движение поддержки общественных инициатив” — в тусовке из-за витиеватости аббревиатуры ласково именуется просто “Депо”. Сокоординатором в “Депо” посадили пенсионерку, экс-депутата заксобрания Марий Эл давнего созыва маркеловской эпохи, кандидата в губернаторы республики 2017 года Валентину Злобину. Грамотное ухищрение, на нашей земле молодых и креативных днём с огнём не сыщешь — разъехались, деградировали. Но сковырнём — на старте евстифеевского движения возглавить его предлагали и 32-х летнему сопредседателю местного филиала ОНФ Александру Кузнецову. Он резонансно отрёкся. Скорее всего, амбициозный “фронтовик” Александр Иванович по-человечески обиделся. Ему во время предвыборной кампании размыто обещали что-то стояще-ценностное и после выборов обещанное монолитно не выполнили. Кузнецов решил не распыляться. Умница какой. Бойкий парень. С жилкой. Кремень. Небось, пожалел уже за свой эмоционально-отнекивающийся поступок… Чем меньше грязи и жёстче конкуренция, тем лучше.

▶ ▷ Если хотите, продолжение последует.

 

Константин Строкин