23. Огромная сила природы осознается как великан. Внутри нас огромная сила природы. Мы огромная сила природы. Внутри нас великан. Но великан — это стихийность и самое плохо воспринимаемое — это непредсказуемость. Природа внутри нас стихийна и только потому реальна, и потому чувственна, по-человечески чувственна, по-настоящему. И все строительство личности — это поход к своему рыдающему и беснующемуся в своей чувственности великану. Поход к Бабе Яге, которая и женщина, и стоит на границе, потому что только через женщину человек может выйти с того света на этот. Есть только один путь для человека провести своего великана в мир людей со всей его непредсказуемостью — это пройти сквозь женщину. 

24. Разглядеть в том, что чуждо не просто, а чуждо обратным. Женщина как зеркало личности. То есть причина личности — чувственное. Что бы мы ни делали, чувственное все равно окажется тем родником, который будет в начале любой созидательной силы реки. В начале личности — чувственное «Я». 

25. «Я» начинается с (1) волнения как начала, с любого переживания. Потом волнение вдруг обнаруживает внутри себя (2) образ объекта. И мы понимаем, что волнение было связано с тем эпицентром, с тем нечто, с тем началом. И кто кого родил — непонятно. Волнение — образ, или образ — волнение. Образ начинает формировать действие, но нас интересует не действие, а лишь (3) значимое действие. Чувство в своей полноте и непредсказуемости вдруг становится источником повторяемости, чего-то, что можно вдруг посчитать и в цифрах разглядеть (4) закономерность. А дальше нас уже интересуют (5) отношения закономерностей. Мы отделяем стихийное, как тоже систему, которая нам не понятна. Мы замечаем (6) важное, пиковое, чтобы уберечь себя. Оно выглядит более угрожающим своей самостоятельностью. Предпоследним шагом перед явлением личности выделенное после объективации суммируется, вступает в (7) отношения. И последний шаг — это (8) обособление от суммы. Только обособление от группы, от отношений рождает личность или по Буберу рождает «Я». Но в этом есть нечто моделирующее рождение Бога. 

26. Ведь Христос не родился сразу как Бог. Это путь. Бога рождает ощущение присутствия Бога. «Я» не может ни сам быть Богом, не рождает Бога. «Я» может лишь явить Бога как остаток. Исключая себя, осознать Бога. Бубер делает упор на «исключительности». Исключительность — это исключения себя. 

27. Бинарность. Постоянное присутствие двойственности. Я и Он — это как космический пафос человека. Самомнение. Самообман. Но только эта актуализация рождает нас самих. Пафос будет присутствовать всегда, но актуализация остается за нами. Пафос как необходимая для актуализации ошибка. Актуализация не может случиться вне пафоса личности перед абсолютным. 

Оригинал