Речь Владимира Путина, произнесённая им перед лицом Федерального собрания, показала собравшимся обозримый образ недалекого будущего страны - унылую «Верхнюю Вольту с ядерными ракетами» наперевес, о которой когда-то предупреждал всех нас Борис Стругацкий.

Объявленная Президентом гонка вооружений похоронила всякие надежды на возвращение страны к мирному европейскому пути развития. Надо сказать, что и сама атмосфера в зале к этому вполне способствовала: собравшиеся в лучших традициях съездов КПСС аплодировали каждому слову, напоминая чем-то афанасьевское «агрессивно-послушное большинство», которое не привыкло действовать иначе в присутствии высокого ранга начальства, показывая свое «одобрям-с» во всём.

Основной месседж встречи был прост – это предпочтение стабильности процветанию, для этого страна должна вновь сплотиться перед лицом мифической угрозы, ведь «враг» у ворот, а, значит, должно жертвовать каждому своими правами и свободами ради общей безопасности, величия и особого пути России. Перед глазами предстало Отечество, живущее по законам какого-то военного времени, холодной войны или железного занавеса. Никаких надежд впереди, только страх и война.

Глядя на происходящее, не возникает сомнений в том, что если основной бюджет вновь будет заточен на нужды ВПК, то ни о каком «технологическом прорыве» не может идти и речи. Россия, погружённая в мифологию «осаждённой крепости», априори не может являться «страной, открытой миру», где возможно должное «пространство свободы во всех сферах с укреплением институтов демократии».

Таким образом, страна вновь обращается к печальному опыту Советского Союза, где основные сферы общества в итоге отодвинутся на второй план, уступая место идеологии милитаризма и постоянного поиска врагов. Подобная риторика власти способна привести лишь к внешней и внутренней эмиграции населения, усилению конфронтации гражданского общества и государства, а, следовательно, укреплению авторитаризма, к отходу от гуманистических практик русской культуры и, как итог, к гибели российской демократии.