- Это же фотография из Воркуты. Там раньше стоял этот памятник Сталину, – я повернулся к сотруднице музея. – Почему она тут?

Девушка пожала плечами.

- Я не знаю. Это только авторы знают.

Четыре года назад я был на выставке Ильи и Эмилии Кабаковых «Памятник исчезнувшей цивилизации» в Москве. 37 инсталляций, более 140 коллажей и фотографий. Авторы сделали большой макет «Советского Союза», который символизировал страну. Разные секции – про свободу и несвободу, городское устройство, покорение космоса, тоталитарный строй. Илья Кабаков писал о проекте: «Я хотел бы дать какой-то образ этого места, конечно, не объективный, а такой, каким я его видел и чувствовал, то есть крайне субъективный». И одна из секций была проиллюстрирована несколькими десятками фотографий памятников Сталину. Одна из них оказалась из Воркуты. 

Мне кажется, я с самого детства знал, что в Воркуте на площади Кирова, которая раньше называлась Московская, стоял когда-то памятник Сталину. Потом в какой-то момент его заменили на памятник Кирову. Думаю, что большинство взрослых воркутинцев это знают. Но именно тогда, четыре года назад, я впервые подумал, что ничего не знаю о том, что произошло с этим памятником после того, как его убрали. Я нигде об этом читал, никто из друзей моих родителей об этом не рассказывал. Несколько дней назад я приехал в Воркуту и решил узнать, куда пропал памятник.

 

 

Сам памятник установили на Московской площади в 1949 году. Тогда Московская площадь была одной из главных в городе. Там проходили демонстрации, там гуляли люди, там была детская больница и горисполком. Рядом находился сквер первостроителям города. В нем установили памятник Кирову, который сделал известный советский скульптор Матвей Манизер (тот самый, который сделал посмертную маску Сталина). Это был его подарок городу от жителя Ленинграда.

В то время Ленинград взял своеобразное шефство над Воркутой – сюда приезжали работать архитекторы и инженеры. А все потому, что во время блокады Ленинграда Воркута отправляла туда эшелоны с углем. Авральное строительство железной в начале 40-х годов прошлого века унесло много тысяч жизней – все ради угля для Ленинграда и заводов.

В первый день поездки я сходил в музей и библиотеку, стараясь найти информацию о памятнике Сталину. И там, и там была только общие сведения. Мне помог сотрудник музей Федор Колпаков. Он рассказал, что судьба памятника Сталину решилась в 1961 году:

Согласно выписке из протокола заседания исполнительного комитета Воркутинского городского Совета депутатов трудящихся от 21 декабря 1961 года № 26. Почему не в 1956 году после XX съезда партии? Воркута и в 2018 году – это еще постсоветский город - по духу, по методу принятия решений. И эти четыре года после 20 съезда партии… В других городах, я уверен, что убирали памятники Сталину позже. И ведь решение было принято 21 декабря, в день рождения Сталина. Это была такая гаденькая пощечина. Те люди, которые еще семь лет назад воспевали его, в тот день ноги о него вытерли.  

На место Сталина поставили Кирова, площадь вскоре переименовали.

Что произошло потом с этим памятником, точно никто не знает. Этой информации нет ни в архиве, ни в библиотеке. Сохранились только воспоминания людей, которые местные краеведы теперь только пересказывают. Федор Колпаков рассказал про три главные гипотезы, «легенды», как он сказал (две из которых, к слову, больше похожи на байки):

- Первая. Иосиф Вессарионович зарыт в землю и ждет своего часа, когда вернется ГУЛАГ. А вот и он – стоит на пьедестале и кулаком машет. Вторая – он разобран, его части спрятали в гаражах. Но краеведы говорят, что, вероятнее всего, его переплавили его на Воркутинском механическом заводе. Это же полторы тонны металла. 

Сейчас площадь Кирова – это почти забытый уголок Воркуты. Около нее не осталось важных социальных объектов (за исключением детской больницы). Да и сам город разрастался в другую сторону. Уже давно все главные праздники проходят на Центральной площади, рядом с которой стоят мэрия, здание «Воркутауголь», спорткомплекс «Олимп», главная гостиница в городе. Вокруг площади Кирова теперь пустыри. Напоследок сделал фотографию, на которой видно, как изменилось это место.