14 февраля ЦИК РФ принял Постановление «О Рекомендациях по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента Российской Федерации».

Докладывая этот вопрос на заседании ЦИК, Сергей Никанорович Сироткин много раз упомянул мою фамилию. Это было связано с тем, что экспертно-консультационная группа, которую я возглавляю, действительно направляла в ЦИК проект такого постановления ЦИК. Впрочем, саму идею такого постановления мы позаимствовали у Николая Ивановича Булаева…Текст принятого Постановления с некоторой задержкой опубликован (чтобы немного порадовать ЦИК замечу, что при Элле Александровне с публикацией информации о работе ЦИК стало лучше).
Так вот, Сироткин говорил о том, что многие положения нашего проекта были учтены. Я бы выразился аккуратнее: некоторые положения нашего проекта совпали с положениями Постановления. Например, запрет на агитацию в транспортных средствах доставки избирателей и возможность присутствия в них наблюдателей.

Однако сравнение двух текстов – нашего и циковского – выявляет очень характерную мировоззренческую разницу и показывает того дьявола, который кроется в деталях. Это касается в первую очередь двух моментов.

Первое. Идея доставлять избирателей из отдаленных поселений на избирательные участки возникла не сама по себе, а в связи с массовым нарушением правил голосования вне помещения, наблюдающимся в центральной России, там, где много мелких поселений с плохим транспортным сообщением. В Тамбовской, Воронежской, Псковской, Ивановской, Нижегородской, Орловской, Липецкой, Рязанской областях и некоторых других регионах доля голосования вне помещения существенно превышает 10% от числа голосующих. Объясняется этот феномен «отловом» жителей отдаленных деревень путем их массового объезда и голосования в переносной ящик. Хотя по закону  отдаленность и отсутствие транспортного сообщения не является достаточной причиной голосования вне помещения для голосования.
Обеспечение избирательного права жителей отдаленных поселений надо было решать в соответствии с законом. Предложение Булаева о введении дополнительных рейсов общественного транспорта или специальных рейсов общественного транспорта было вполне разумным. Однако одно дело написать просто, что «администрация вводит специальные рейсы», а другое дело написать о том, что эти специальные рейсы вводятся для того, чтобы предотвратить незаконное голосование вне помещения и определить, какие поселения нуждаются в таких рейсах.

Второе. Наш проект предусматривал, что инициатива по организации «дополнительных рейсов» будет исходить от избирательных комиссий, которые в соответствии с законом и являются единственными организаторами выборов. А Постановление ЦИК РФ отдает эту инициативу местным администрациям.

Постановление ЦИК РФ в том виде, в каком оно принято, вместо исходной идеи приблизить наш избирательный процесс к закону, просто передает часть полномочий избирательных комиссий администрации. А уж она, нет сомнений, постарается реализовать избирательные права по полной.

Оригинал