Последние два десятилетия нам беспрерывно напоминают о растущем могуществе Китая. Причем в форме парадоксальной.

Марксисты превозносят Китай как яркий пример торжества левой идеи. Исключительно на том основании, что у власти в стране находится компартия. 

Рыночники величают Поднебесную проснувшимся драконом и считают показателем успеха рыночных реформ. Примером того, как из отсталой, аграрной страны можно быстро превратиться в промышленного лидера.

Реальная картина в самой населенной стране мира не соответствует ни той, ни другой установке. Китай более сложен для понимания. Это другая цивилизация, отличная от западной системы ценностей. Для европейского мышления она мало доступна.

Популярное сегодняшнее увлечение китайской культурой больше напоминает игру, чем серьезное изучение. Страна устроена сложнее, чем мы можем себе это представить. Успехи Китая очевидны, но кажущаяся мощь – это скорее миф. Придуманный самими китайцами.

Огромная страна. Очень разная и далеко не единая. На первый взгляд китайцы все на одно лицо. Но это только на первый. Собственно китайцы или «ханьцы» составляют абсолютное большинство. Более 90% жителей. Остальное это различные меньшинства.

Но единство «ханьцев» кажущееся. Различия между жителями севера и юга страны очевидны. У них даже языки разные. По сути это два больших народа, слабо понимающих друг друга.

Но не в этом главная слабость Китая. Экономический рост привел к резкому расслоению страны. Приморские восточные и юго-восточные провинции выиграли в наибольшей степени. Именно здесь произошел промышленный рост. Сюда стремится активная часть населения. Но здесь проживает только половина жителей Китая.

А вот  вторая половина – население центральных и западных провинций, оказалось в положении аутсайдеров на этом празднике жизни. И никакого решения этого противоречия не существует. Для этого просто нет ресурсов.

В результате наиболее обеспеченная часть населения на востоке пользуется всеми благами современной цивилизации. А полмиллиарда человек живут почти в условиях средневековья. Их образ жизни мало чем отличается от центральной Африки. И что с этим делать? Неизвестно.

Ресурсов Китая более или менее достаточно лишь для половины его жителей – 700-800 миллионов человек. А как быть остальным?

В стране целый комплекс неразрешимых проблем. Происходит интенсивное опустынивание пахотных земель, нарастает нехватка воды. Побочным следствием промышленного роста стали экологические проблемы.

В городах скопилось более двухсот миллионов недавних мигрантов из села. Бедных и необразованных. С ними надо что-то делать.

В этих условиях правящая партия не придумала ничего лучшего, чем развивать политику «идти вовне». Всячески содействовать расселению китайцев в различных странах мира. В первую очередь богатых природными ресурсами: Южной Америке, Африке, России.

К России в Китае отношение исключительно потребительское. Это источник ресурсов и рынок сбыта для некачественных товаров. Ничего больше. «Корабль – который будет медленно тонуть». 

Ежегодно Китай покидает до 50 миллионов человек. Это 3% наличного населения. Многие уезжают надолго и создают за рубежом постоянные китайские анклавы «чайна тауны».

Для России настоящим бедствием стали китайские теплицы. Какие химические вещества там используются, неизвестно. Но после китайского земледелия почва становится просто непригодной. А использовать выращенную продукцию в пищу просто опасно.

Социальная структура Китая очень хрупкая. Как долго она сможет существовать, постоянно балансируя на грани, неизвестно. Длительное существование, при таком резком разрыве между двумя частями страны, маловероятно. Социальный протест может произойти в любой момент.

Мнение о непрерывно растущей мощи Китая сильно преувеличено. Страна все глубже увязает в собственных проблемах. И пытается их решить путем миграции китайцев за рубеж.

А в России нужно понимать, что Китаю остро необходимы ресурсы. И он пытается их найти, в том числе и в нашей стране. Отсюда и все рассуждения о взаимовыгодном сотрудничестве и так далее. Это сотрудничество нужно только китайцам. Для России оно несет только ущерб.