1. Признавшие вину фигуранты пензенского и питерского дела сделали это до вступления в дело договорных адвокатов. Адвокатам пришлось иметь дело с тем, что уже случилось.

2. Следы пыток и жалобы на них поступили от Виктора Филинкова и от Игоря Шишкина в Петербурге. В Пензе адвокатам такие жалобы не поступали.

3. Адвокат Филинкова Виталий Черкасов задокументировал сведения о пытках и направил обращения в СКР, информации о результатах проверки на данный момент нет. От признательных показаний Филинков после вступления в дело Черкасова отказался.

4. Адвокат Игоря Шишкина Дмитрий Динзе разъяснил ему 4 варианта позиции по делу с различными последствиями. Шишкин выбрал сделку, признание вины, поскольку в деле имеется большой объем доказательств, в том числе, от фигурантов пензенского дела. По этой же причине Шишкин решил не обращаться в СКР с заявлением о преступлении. Тем не менее, для проведения доследственной проверки СКР достаточно имеющихся публикаций в СМИ. Бездействие СКР может стать самостоятельным основанием для последующих действий, однако, защитник не может действовать при отсутствии согласия доверителя. Адвокат работает по соглашению с родственниками.

5. Адвокат Дмитрий Герасимов представляет интересы свидетеля Ильи Капустина, который жаловался на пытки током, и которого после них освободили. Адвокат Герасимов обратился в СКР с заявлением о преступлении. 

6. Адвокат Армана Сагынбаева Тимур Мифтахутдинов вступил в дело после того, как подзащитный дал признательные показания. После обсуждения дальнейших вариантов поведения и учитывая имеющиеся доказательства Сагынбаев подтвердил впоследствии признательные показания. Жалоб на пытки он не высказывал. Адвокат работает по соглашению с матерью Сагынбаева.

Адвокатам и подзащитным приходится учитывать наличие в деле совокупности объективных доказательств помимо показаний, тяжесть обвинений и условия, в которых содержатся обвиняемые. Адвокаты обязаны руководствоваться волей доверителя и принципом "не навреди". Те доверители, которые изъявили или в будущем изъявят желание пожаловаться на пытки, получат всю квалифицированную помощь вплоть до обращения в ЕСПЧ, если на национальном уровне добиться эффективного расследования не удастся.

Готовность помочь и поддержать более чем приветствуется, и делать это лучше всего в конструктивном русле.

Оригинал