Не грусть, а элегия.

Живет в Воронеже Валентина Сумина - художник с драматическим, трагическим восприятием бытия. Многие ее картины, как считают критики, пронизаны нотками грусти.

Однажды я увидел у нее в мастерской миниатюру «Одиночество»: мужчина ночью после работы спит один в позе младенца на траве у телеги с волами.

А мне эта картина показалась очень позитивной и жизнеутверждающей, и я предложил назвать ее «Доверие». Мужчина спокойно спит, не опасаясь ни волов, которые могут и боднуть, ни колес телеги, под которыми лежит, ни лихого человека, ни дикого зверя… Спит мирно, с улыбкой, положив под голову натруженные руки (что может быть мягче их?!). Оповестил о скором восходе кочет, очнулись волы, а он еще видит добрые сны о безмятежном детстве.

И вот сегодня, будучи в ее мастерской, я получил в подарок авторскую копию той миниатюры, выросшую, правда, до второго формата. И называется она теперь «Доверие».

А был я для обсуждения вопроса издания стихов Валентины Иосифовны к ее 80-летию. Стихи у нее мудрые, иногда экспериментальные, и совсем не грустные:

Эти снега родные в лунном смиренном свете…
Эти леса нагие с гулом протяжным ночным…
Воды жизни текут и текут.
Эти вечерние долы малых сел России…
С их весенней тревогой и летучей тоской…
Воды жизни текут и текут.
Донских просторов безлюдье и немое горе…
Диких груш и яблонь жгучий в оврагах взгляд…
Воды жизни текут и текут.
Краса цветущего луга с его недолгим счастьем…
Забитой полыни дорожной горькие слова…
Годы жизни текут и текут.
Согласитесь, ни какой грусти в этом нет, только лирика и философия!

Оригинал