В 2017 году сложилась уникальная для России ситуация: глава государства впервые не выступал с ежегодным посланием Федеральному собранию РФ. Что в этом интересного? Казалось бы – не выступил и не выступил – может, времени не хватило, нашлись более важные дела? Да и кто такие эти парламентарии, чтобы перед ними выступать?

В первую очередь, Федеральное собрание РФ – представительный орган, и ежегодный отчет перед ним – это ежегодный отчет перед народом. Обязанность президента обращаться к представителям единственного источника власти в РФ с посланием закреплена в 84 статье Конституции, в соответствии с которой Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Также на ежегодное послание Президента указано в Федеральном законе от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»: «Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год».

Действительно, нигде в представленных нормах прямо не написано: «должен, обязан». Однако в Конституции также не написано «имеет право обратиться или не обратиться». Написано коротко и ясно – обращается ежегодно. Точка.

Исходя из принципов, изучаемых на первом курсе юридического факультета, положения Конституции в части действий должностных лиц носят императивный характер, и «ежегодное обращение» следует толковать именно как обязанность президента. Но нет – в 2017 году послание президента парламенту так и не состоялось.

По словам сенатора Алексея Александрова, послания — право главы государства, а не обязанность, и слова про ежегодность не нужно понимать буквально.

Эм… Это, как минимум, странно. Даже на сайте РИА Новости пользователи в комментариях недоумевают: «то есть ежегодное послание не должно проводиться ежегодно? Что за абсурд?»

Вот и я думаю над этим же вопросом.

Мысли президента по данному поводу остаются неизвестными. Единственное, что мы знаем, – Послание состоится в феврале 2018 года, непосредственно перед выборами. Хитро, что сказать. Зачем дебаты, когда можно использовать Послание в предвыборных целях? Даже в ущерб конституционным принципам.

Сейчас мы с коллегами размышляем: есть нарушение закона, есть лица, его нарушившие (президент лично определяет порядок такого послания, основываясь на букве закона), но нет механизма обжалования подобных действий. Мы думали обратиться непосредственно к президенту с просьбой привлечь сотрудников его Управления делами к предусмотренной законом ответственности, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они вообще ни при чем, а президент сам себя к ответственности привлекать не станет.

Буду надеяться, что содержание этой статьи каким-то непостижимым образом дойдет до него (да, наивно, но что поделать?), и он найдет в себе силы признать указанные в статье нарушения.