Накануне торжественного собрания, посвящённого столетию «Коми журналистики»,  есть смысл поговорить и о проблемах региональной журналистики.

Торжество – штука хорошая. Пишущая и снимающая братия вместе не собиралась давно. Иных уж нет, а другие вовсе друг друга не узнают. И награждать иногда надо… Человеку приятно и коллеги пусть позавидуют, если не посмертно. Попеть, выпить и наоборот.

Некоторые не поняли: почему 100-летие назначили на январь, если первый номер первой коми газеты «Зырянская жизнь» вышел в июне? Объясняю: до июня ещё дожить надо.

Прежде, чем перейти собственно к теме поста, окину взором стервятника лет 30-40 существования коми печати. Взор у меня не безразмерный, поэтому сфокусирую его именно на печатных СМИ. Оставлю вне поля СМИ электронные и национальные – там своя специфика.

К рубежу великой капиталистической революции 90-х годов прошлого века наши государственные газеты – органы обкомов, райкомов, профкомов - подошли строгой кильватерной колонной. За «Красным знаменем» со стотысячным тиражом поспешала «Молодежь севера», за ними семенили районки, в замыкающих слышались голоса строителей, лесников и работников бытового обслуживания.

Буйство девяностых колонну порушило радикально. Одни тонули, что-то вдруг всплывало ниоткуда и туда же, как ни странно тонуло. Рынок-с-с…

И это была реальная конкуренция. Помнится на рубеже конца столетия в большой кабинет высокого начальника пригласили только главных редакторов. Набилось человек семьдесят. Большинство видели друг друга в первый раз. И – в последний.

На момент пришествия к власти в коми новой команды, сегодня ласково называемой ОПГ, кроме районных, городских и рекламных изданий на республиканском рынке печатных СМИ уверенно оставались на плаву четыре газеты. Частные «Красное Знамя» (потихоньку умирало рекламное ответвление монстра «7 Дней»), «Молодёжь Севера». «Трибуна» и государственная «Республика». Я не принимаю во внимание так называемые «прокладки» - практически рекламные приложения к популярным федеральным газетам.

В общем и целом на тот момент гражданину, считающему себя почему-то журналистом, было куда пристроиться – газеты были разные. Да и обычный житель республики со своими бедами, жалобами, мнениями и предложениями с трудом, но мог найти адресата по вкусу и цвету.

Дальнейшая судьба печатных СМИ во многом определялась реалиями рынка и такими революционными технологии, как интернет. Уходили в прошлое профессии машинистки, корректора. Жанр информации ушёл в информационные агентства. Жанр фельетона умер вместе с последним фельетонистом Сысолом Вычегодиным (в миру – Анатолий Смирнов – стоит помянуть). Серьёзный удар по экономике печатных СМИ нанесли бесплатные рекламные газеты.

В общем, складывалось впечатление, что газеты, как СМИ уходят в прошлое. Вообще-то, такое впечатление иногда возникает по разным поводам. Вот думали, что умирает поэзия, театры, национальные языки…

Любая сложная система без внешнего воздействия имеет тенденцию развиваться от плохого к худшему. Энтропия-с-с…

С начала 2000-х это внешнее воздействие на СМИ осуществляли члены ОПГ Чернов и Марущак с помощью созданного ими таинственного Управления информации.

Был скуплен контрольный пакет «Молодёжи Севера». Редакторов стали менять, как перчатки. Исход – летальный.

Попытка парней, считавших себя журналистами, создать нечто похожее называлась газета «Зырянская Жизнь». За три года своего существования ребята, конечно, попили чиновничьей кровушки. Кстати, при этом те же чиновники вовсе не гнушались давать газете пространные интервью. ОПГ-шники решили проблему изящно: спонсора газете, успешного предпринимателя и начинающего политика Валерия Козлова пригласили таки на госсслужбу. Как видим – не зря. Теперь он – мэр столицы. А газета… Ну что ж… поиграли и хватит.

«Красное Знамя» душили долго. Сначала обрубили все ходы к крупным рекламодателям, потом создали  клон «Красное Знамя Севера» - очень дорогой и противный. Финансировался из кассы   ОПГ по серым схемам (как и некоторые другие СМИ-проекты). Потом всячески давили на московского хозяина газеты, передав скупленный пакет акций местному «нацику». И всё это с улыбочкой. «Краска» грохнула по столу «Зарубининкорпорейтом» и закрыла за собой дверь.

Что осталось? «Республика». Понятно – официальный орган с тиражом… Ладно, не будем о грустном. К этому органу есть приложение – глянцево-открыточный журнал «Регион». Такие открытки лежат в приёмных. Читают их секретарши и томящиеся посетители высоких кабинетов.

Инфоленту усердно (и довольно изобретательно – надо отдать должное) заполняло агентство БНК. Типа – частное.

В общем, к своему переселению в Лефортово ребята поляну зачистили и аккуратно закатали в асфальт. Журналистам, которых «ноги кормят» просто некуда стало идти. Только – на цепь и жирную пайку прессслужбистов.

Нет. Вру. Чудом выжила «Трибуна»! 30 тысяч востребованный тираж (больше, чем у всех государственных газет включая районки). Устойчивый круг друзей-рекламодателей. Редактор – трижды «золотое перо республики».

Газете удалось удачно совместить два жанра: республиканская книга жалоб и рупор крупных и мелких товаропроизводителей. Но – в режиме строгой экономии: 3 журналиста, 12 чёрно-белых полос. Но – на сегодня это единственный печатный ресурс, их которого жители и чиновники могут черпать реальную информацию о ситуации в республике. Она – в письмах читателей. Интересно, что при правильной подаче эти письма имеют результат. Иногда. По ним работает прокуратура. А местные власти газету просто боятся.

Конечно, «Трибуна» не решает проблем таких, как текущие нефтепроводы, вертолётная площадка в Шудаяге или земельный участок в «Орбите». Тут конкретные интересы и всё очень не просто и почти законно. И, вообще, никаких проблем газета не решает. Она их показывает. И люди видят симптомы и худо-бедно лечением всё же занимаются.

И вот у этой жалобной книги проблемы. Вернее, проблемы – у Почты России. Доставка корреспонденции в отдалённые районы стала категорически убыточной. Уже всерьез рассматриваются варианты закрытия почтовых отделений в удалённых сёлах.  И это не одно и не два отделения. Но – десятки, а то и  - сотни.

А это, между прочим, не просто пункты выдачи почтовых отправлений. Это – клубы для дедушек и бабушек, оторванных от «большой земли». Там они друг другу кости перемывают (что полезно бывает для здоровья и способствует настроению и продолжительности жизни) и «Трибуну» свою обсуждают… А что и как они будут обсуждать, если их этой последней радости лишить? Конечно жуликов, начальство, Гапликова и Президента. И в чём-то будут правы.

Есть объективные процессы, конечно… Местные газеты в очень трудном положении. И бюджет им худо-бедно помогает как-то выживать. Да и торжества нужны. И запланированные инсталляции об истории коми журналистики в Центральной библиотеке – полезны.

Только чем-то кладбищенским веет. Или это только мне так кажется? Не думаю. Хотя… сегодня ведь юбилей Высоцкого. А как он пел?

А на кладбище всё спокойненько

От общественности вдалеке

Всё уютненько и пристойненько

И закусочка на бугорке

Начало мероприятия сегодня в 16.00 в Коми республиканской филармонии (г.Сыктывкар, ул. Ленина, 61)