На прошлой неделе страну потрясли нападения старшеклассников на учителей и сверстников. Оказалось, что школьная охрана не способна выполнять свои обязанности: в одном случае пропустили ученика, который уже не учился в этой школе (забыл, мол, пропуск), в другом ученик и вовсе пронес в своем портфеле «коктейль Молотова».

 

 

Реакция последовала незамедлительно. Глава петербургского комитета по образованию Жанна Воробьева пообещала поставить во всех школах года рамки металлодетекторов.  По ее словам, сейчас они уже есть в 156 школах Петербурга, их используют во время проведения ЕГЭ и ГИА. Всего же в Петербурге 700 школ.

Однако здесь возникает очевидный вопрос: насколько законна установка рамок в школах и имеют ли право охранники обыскивать учеников?  

Сначала — немного общих положений, они нам вскоре пригодятся.

Часть 1 статьи 22 Конституции РФ гласит, что «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».  Часть 3 статьи 55 Конституции дает право ограничивать федеральными законами права и свободы только в той степени, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Статья 56 Семейного кодекса гласит, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Статья 28 первой части Гражданского кодекса говорит о том, что до совершеннолетия (18 лет), интересы ребенка обязаны представлять его законные представители (родители или лица, их заменяющие).

А теперь — к конкретике.

Приказом Министерства образования и науки от 26.11.2013 года №1400  «Об утверждении порядка проведения государственных итоговых аттестаций по образовательным программам среднего образования» от всех школ, в которых проводятся эти аттестации, требовалось установить металлодетекторы на входах, чтобы ученики не могли проносить на экзамен планшеты и сотовые телефоны. Заметьте, речь идет не о федеральном законе, а о приказе министра. И какое отношение имеют экзамены к безопасности государства? Так что этот приказ с точки зрения законности очень спорный. И, судя по Санкт-Петербургу, не очень активно исполняется, ведь рамки установлены в менее, чем одной четверти школ. А что говорить об остальной России?

Ну ладно, допустим, что рамки все-таки будут (хотелось бы, чтобы они устанавливались за счет федерального бюджета, а не родителей учеников). У рамок будет стоять сотрудник вневедомственной охраны. Пропускает он учеников — и тут в кармане  или портфеле школьника что-то запищало. Что должен по закону делать охранник? Статья 11 закона РФ «О вневедомственной охране» №77-ФЗ гласит, что для осмотра вещей и личного досмотра необходимы особые условия. То есть обоснованные подозрения, что у  ученика имеются запрещенные к проносу в школу предметы. Для этого необходимо, чтобы в уставе каждой школы был определен исчерпывающий список таких предметов: наркотики, огнестрельное и холодное оружие и т.д. Сейчас впору вносить в эти списки топоры и коктейли Молотова. То есть охранник имеет право еще раз осмотреть школьника с помощью ручного металлодетектора, спросить, нет ли у него запрещенных к проносу предметов, и предложить добровольно их выдать. Если школьник отказывается добровольно выдать то, «что там пищит», охранник обязан вызвать  родителей школьника (полномочных представителей) и (что обязательно только в крайних, особо опасных случаях) сотрудника полиции (имеющего полномочия на личный досмотр). Также, я думаю, необходимо вызвать педагога (обучающего данного школьника) и школьного психолога, которые обязаны знать, стоит ли данный ученик на учете в детской комнате полиции, отличается ли девиантным (с отклонениями) поведением  и т.д. Когда прибудут родители и (или) сотрудник полиции, у родителей (одного из родителей) берется письменное разрешение на проведение личного досмотра школьника и его вещей. Досмотр может производиться только человеком одного пола с досматриваемым, без позорящих ребенка слов и действий. Все остальное на данный момент является незаконным.

Таким образом, как мы видим, история с рамками практически нереализуема: просто представьте себе эту очередь «пищащих» школьников, досмотр которой растянется на несколько часов. Мысленно добавьте сюда и очередь из родителей, сорванных с работы из-за пряжки на ремне сына.

А без таких «процедур» мы столкнемся с грубым нарушением закона.