«Андрей Россошанский — человек очень квалифицированный, работавший ранее в правительстве Саратовской области. Он имеет опыт работы в политической, научной сферах, в которых достиг высоких результатов, поэтому мой выбор пал именно на него. Кроме того, посмотрев на послужной список Россошанского, я убедился, что у него колоссальные организаторские способности, что для первого заместителя председателя правительства в высшей степени важно», — заявил временный губернатор Марий Эл Александр Евстифеев.

Совсем иначе думают о своем земляке в Саратовской области.

«За что бы ни брался Андрей Россошанский, он постоянно впутывался в какие-то странные истории и скандалы, добиваясь в итоге весьма сомнительных результатов. Назвать его эффективным менеджером, управленцем, да и просто чиновником, добивающимся обозначенных целей, как-то даже язык не поворачивается» - отмечают с иронией журналисты и эксперты Саратовской области.

Андрей Владимирович Россошанский родился 6 марта 1962 года в Саратове. «И опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг». Эти знаменитые пушкинские строки в полной мере можно применить к Андрею Россошанскому. Не в том смысле, что он – друг пресловутых парадоксов, а в том, что он сам по себе и есть человек-парадокс, а также верный сын упомянутых выше ошибок.

С позором выгнали из КГБ?!

Если посмотреть на базовое образование Андрея Россошанского, то мы легко можем узнать, что СГУ имени Н.Г. Чернышевского он окончил в 1984 году с присвоением квалификации «радиофизик». Пару лет проработал инженером-технологом саратовского ПО «Корпус». После чего радиофизика и электроника понесли тяжёлую и невосполнимую утрату: Андрей Владимирович в 1986 году перешёл на работу оперуполномоченного в УКГБ по Саратовской области.

Но и здесь Андрей Россошанский надолго не задержался: в 1991 году он покинул гостеприимные стены «серого дома» на улице им. Ф.Э. Дзержинского. 

Изгнание молодого лейтенанта произошло не без формального, но самого непосредственного участия известного ныне в Саратове правозащитника Григория Ахтырко, который тогда работал в штате ГТРК «Саратов» в качестве радиожурналиста.

Григорий Викторович Ахтырко сделал публичное признание в том, что он на протяжении ряда лет сотрудничал с КГБ. Ахтырко подробно описал свою работу в качестве агента и “слил” много информации, которая нанесла ущерб спецслужбам России. Официальным куратором Ахтырко был товарищ Россошанский. Вскоре после этого признания агента, Андрей Россошанский тихо уволился из КГБ.

Россошанский сильно переживал, что ему пришлось уволиться из органов. В январе 2000 года, когда Андрей Владимирович Россошанский был назначен главой ГТРК «Саратов», он тут же предпринял все возможные меры для увольнения оттуда Григория Ахтырко. Впрочем, об этой «битве титанов» гораздо более квалифицированно и досконально может рассказать сам Григорий Викторич Ахтырко.

Издательский бизнес и реклама

Андрей Россошанский, после увольнения из КГБ перешёл на работу в Саратовское отделение Всероссийского фонда культуры, где возглавил структуру рекламно-информационного агентства. После чего последовала очередная профессиональная «реинкарнация» Андрея Владимировича: у него проснулась страсть к масс-медиа.

Андрей Россошанский

Потом последовало издание информационного бюллетеня, который назывался «Приватизация для всех». Этот познавательный печатный продукт расписывал населению прелести грядущей массовой распродажи всероссийского масштаба. После чего Россошанский руководил фирмой, издававшей газету «Новый стиль».

Этот еженедельник вполне мог стать коммерчески прибыльным проектом – ведь в середине 1990-х годов в Саратове не было ни местной редакции «Аргументов и фактов», ни всяческих «Саратовских Арбатов» и иже с ними.

Карьера чиновника и бюрократа

Но в 1996 году Андрей Владимирович Россошанский перешёл на работу в правительство Саратовской области. Стоит упомянуть, что для журналистского сообщества Андрей Россошанский так и не стал своим человеком. Видимо, никогда уже и не станет.

В областном правительстве эпохи губернатора Дмитрия Аяцкова господин Россошанский выступал  в качестве главного цензора и курировал СМИ, молодёжь-спорт-туризм, а также общественные отношения. Летом-осенью 1999 года Россошанский был втянут в серию громких публичных скандалов.

К примеру, тогда через известного журналиста-расследователя Александра Крутова была обнародована идея областного правительства (а, точнее, губернатора Дмитрия Аяцкова), которая заключалась в запуске на информационный рынок газеты «Саратовские губернские ведомости» в ежедневном формате.

Это издание должно было стать официальным печатным органом правительства Саратовской области. Всё было готово, все согласования были пройдены, сметы составлены, бюджетные средства найдены, как вдруг последовала утечка информации с помощью бойкого пера Александра Крутова. Журналистское сообщество возмутилось, последовал нешуточный скандал, проект накрылся медным тазом.

Один из оппозиционных в Саратове журналиство Сергей Почечуев утверждает, что утечка информации относительно медийных планов Дмитрия Аяцкова произошла по инициативе именно Андрея Россошанского.

Ведь именно Россошанский, как глава Комитета по общественным отношениям Саратовской области, был полностью в курсе затеи с «Саратовскими губернскими ведомостями».

Публичная дискредитация проекта «Саратовский губернских ведомостей», по мнению Сергея Почечуева, случилась после того, как Андрей Владимирович понял: его личные финансовые интересы при реализации новой медиа-затеи никоим образом учтены не будут.

Попытка установить цензуру и война с независимыми СМИ

Тогда же Андрей Россошанский попытался «поставить на место» главного редактора газеты «Саратовские вести» Татьяну Артёмову, проявлявшую, как казалось чиновникам, чрезмерно самостоятельную редакционную политику. Татьяна Викторовна за печатным словом в карман не лезла и жестко критиковала Россошанского едва ли не в каждом номере своей газеты.

Любовь Константиновна Слилска подобного рода «высокие отношения» чиновников и журналистов характеризовала хлёстко и смачно: «Общались на е****».

В сентябре последовал очередной скандал, связанный с отъёмом газеты «Саратов» у её тогдашних владельцев. Сделано это было изящно и ловко – с помощью изготовления альтернативного свидетельства о государственной регистрации СМИ: номер у него был старый, а вот дата выдачи – новая.

И вновь, уверены пытливые наблюдатели, в этой вёрткой спецоперации была замечена «тень отца Гамлета», хотя сам Андрей Владимирович ни тогда, ни после и словом не прокомментировал этот скандал. В общем, закончилось всё это самым предсказуемым образом: «пробка» в очередной раз была вынуждена вылететь из «бутылки».

После чего Андрей Владимирович переждал грозу в должности первого заместителя секретаря Совета безопасности Саратовской области (была у чиновников Саратовской области и такая структура!). И вскоре, в январе 2000 года, был назначен председателем ФГУП ГТРК Саратов.

О мрачной двенадцатилетке, в течение которой Россошанский чутко руководил главным телеканалом Саратовской губернии, многое могут рассказать, как бывшие, так и действующие сотрудники ГТРК. Квинтэссенцию этих рассказов, ярко и образно характеризующих управленческие приёмы Андрея Владимировича, можно передать словами одного православного батюшки, который подобного рода людей деликатно характеризует так: «Слишком домовитый хозяин!».

Чрезмерная домовитость Андрея Владимировича не раз оказывала ему услуги не лучшего качества. К примеру, в мае 2007 года газета «Саратовский репортёр» поведала общественности о том, что ГТРК Саратов регулярно выигрывает тендеры областного правительства в рамках реализации областной целевой программы «Развитие информационного партнёрства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации».

Естественно, что в рамках реализации этой замечательной программы ГТРК «Саратов» из областного бюджета перечислялись миллионы рублей, что было явным нарушением Бюджетного кодекса РФ, запрещавшего перекрёстное финансирование предприятий, находящихся в федеральной собственности. Проще говоря, ГТРК могла получать деньги только из федерального бюджета и зарабатывать их на коммерческой рекламе.

Не успел Андрей Владимирович отбиться от этих инсинуаций, как домовитость вновь чуть не подвела его под монастырь. Летом 2007 года, полным ходом шла избирательная кампания по выборам депутатов Саратовской областной Думы IV-го созыва. Андрей Россошанский по результатам кампании был избран депутатом облдумы по Волжскому одномандатному избирательному округу № 1.

Тогда поступил заказ на Андрея Россошанского. Быстро был составлен план-график информационного «мочилова» Андрея Владимировича, после чего из партийной цитадели Единой России на улице Советской последовал неожиданный отбой.

Причина заказа была проста как вилы и незатейлива как грабли. Кандидат в депутаты и руководитель ГТРК Саратов А.В. Россошанский решил совместить полезное с приятным и, скажем так, поставил личные интересы выше партийных.

После чего «чёрные пиарщики» получили приказ во всеоружии выйти на огневые позиции. А Андрею Владимировичу старшие товарищи популярно объяснили: в случае, если он не уймёт излишнюю домовитость, в отношении него обязательно и очень быстро будут «сделаны оргвыводы», в результате реализации которых его потери окажутся куда более значительными мнимых приобретений.

Козел отпущения в команде губернатора Саратовской области

Андрей Россошанский, как уже ранее было нами замечено, и в самом деле является человеком-парадоксом. Действительно, за что бы Андрей Владимирович не брался, он постоянно впутывался в какие-то странные истории, скандалы и «разборки», добиваясь в итоге весьма сомнительных результатов. Назвать его эффективным менеджером, управленцем, да и просто чиновником, добивающимся обозначенных целей, как-то даже язык не поворачивается. Минусов – воз и маленькая тележка. Но есть ли плюсы?

 

Думается, у Андрея Россошанского есть один мощный плюс: в силу специфики своего послужного списка и психологических особенностей он просто предназначен рано или поздно сыграть роль козла отпущения в команде любого губернатора. Так это произошло в Саратовской области, когда Россошанского назначили заместителем губернатора по вопросам социальной сферы.

Должности кураторов социальной сферы многие не без должных на то оснований называют расстрельными. В итоге Андрей Россошанский не продержался и года в кресле заместителя губернатора Валерия Радаева. В апреле журнал Saratov-Inform (SIC), кратко характеризуя команду губернатора Радаева писал о новом зампреде по социальной сфере Россошанском: 

«Если вопросы культуры, общественных отношений для бывшего оперуполномоченного КГБ и кандидата политических наук Россошанского вряд ли покажутся неразрешимыми, то вот как он будет справляться с вопросами минобраза и минздрава — пока не ясно. Хватит ли его политического и менеджерского опыта чтобы не то что поднять, но хотя бы прекратить дальнейшую деградацию в этих сферах? К тому же, именно по этим двум направлениям во время конфликта с Ипатовым велись особо мощные «ковровые бомбардировки» с использованием всех видов СМИ, в том числе, ГТРК. С депутатского Олимпа было легко указывать и клеймить, а теперь Россошанский сам в этих окопах.

Здравоохранение — область специфическая. Здесь зампреду Россошанскому, который не стал для медиков своим, сложно тягаться в компетенции с министром Даниловым. На фоне Старшовой и того же Данилова зампред Россошанский выглядит бледновато. Ну а «связь с органами власти» и полумифическая «инновационная политика» на фоне всех вышеперечисленных проблем и задач и вовсе выглядит уютной синекурой.

Увольнение из правительства в обмен на должность проректора ВУЗа

Информация об увольнении Россошанского появилась на сайте правительства Саратовской области еще до окончания заседания с губернатором. Не знаю ничего про увольнение, не видел документов - говорит губернатор Радаев, в то время как на сайте правительства уже полчаса висит сообщение, что его заместитель покинул исполнительную власть "по собственному желанию". 

Трудно сказать, что мы достигли чего-то вместе с Андреем Владимировичем Россошанским, я старался балансировать ситуацию, чтобы она не была провальной – заявил в интервью журналистам губернатор Саратовской области Радаев.

В интервью газете Коммерсант, политолог Дмитрий Олейник заявил, что причиной ухода господина Россошанского может быть понимание, что «не в правительстве ему будет комфортнее». «Должность проректора не предполагает такой плотной работы, — сказал он. — На социальном блоке правительства лежит очень большая нагрузка в этом и следующем году. Это не бутафорская должность, где можно просто сидеть, здесь нужно работать. Место это «тяжелое».

С декабря 2012 по ноябрь 2017 года господин Россошанский проработал в Саратовском государственном университете, где никак себя не проявил. В ноябре 2017 года по приглашение временного губернатора Александра Евстифеева прибыл в Марий Эл.

PS. В заключении, еще раз напомню мнение экспертов и политиков Саратовской области в отношении Андрея Россошанского. «За что бы ни брался Андрей Россошанский, он постоянно впутывался в какие-то странные истории и скандалы, добиваясь в итоге весьма сомнительных результатов. Назвать его эффективным менеджером, управленцем, да и просто чиновником, добивающимся обозначенных целей, как-то даже язык не поворачивается».

статья написана на основе публикаций региональных СМИ Саратовской области и федеральных изданий Коммерсантъ, Версия, Газета.ру, Известия.

Александр Фридом