Кредитное рабство республик, краев и областей: почему целые регионы России ищут легких денег и не думают о последствиях – об этом рассуждает полковник СВР России в запасе, независимы эксперт и аналитик Михаил Долгов.

С 2010 года в 2,5 раза вырос объем региональных долгов. В этом году реальная и потенциальная неплатежеспособность регионов России по взятым кредитным обязательствам находится под особым контролем Минфина России.

14 ноября 2017 года Минфин выпустил проект правил реструктуризации бюджетных кредитов, где в случае просрочки предлагалась единовременная выплата всего долга.

18 декабря по данному вопросу довольно жестко высказался министр финансов России Силуанов. В числе проблемных регионов, которые назвал Антон Силуанов, оказалась Республика Марий Эл.

27 декабря на заседании Госсовета Владимир Путин призвал губернаторов обратить особое внимание на реструктуризацию коммерческих кредитов и пообещал следить за исполнением «наказа».

Аудиторы Счетной палаты России выявили в Марий Эл скрытую от федерального центра просроченную кредиторскую задолженность. «В отчетности, которая нам представляется, все хорошо, все нормально. А когда приходит новое руководство в Марий Эл, оказывается, что там накоплены значительные объемы кредиторской задолженности. Заключались контракты, когда не имелось на то соответствующих лимитов, не имелось на то соответствующих возможностей финансового обеспечения», — возмущался министр финансов России Силуанов.

Как ответ на претензии федерального министра 19 декабря прозвучал итоговый доклад главы Марий Эл Александра Евстифеева, миссию которого журналисты “Реального времени” сравнили с работой кризисного менеджера после 16-летнего правления Леонида Маркелова.

Евстифеев оценил сумму скрытой прежним руководством кредиторской задолженности в 2,17 млрд рублей и отчитался об уменьшении долга на 1,8 млрд.

Радужные заверения Евстифеева об уменьшении госдолга далеки от реальности. По официальным данным Минфина Марий Эл на 1 января 2017 года госдолг республики (без учета скрытого долга) составлял 13 миллиардов 513 миллионов 824 тысячи рублей. На 1 декабря 2017 года сумма госдолга осталась такой же, как и на 1 января 2017 года.

Тема государственного долга остается для республики одной из острых. Этот вывод можно сделать потому, что свой отчет о работе за прошедший период глава республики начал именно с освещения вопросов госдолга, — рассказала «Реальному времени» Вера Ожиганова, независимый финансовый эксперт, которая в 2000—2013 годах работала в Минфине Марий Эл.

Республика Марий Эл, являясь эмитентом облигаций, обязана раскрывать информацию о своем финансовом состоянии. Закон о бюджете на следующий год также предусматривает мораторий на увеличение госдолга. Поэтому мы видим эту же сумму в планах по итогам следующего года.

Если иметь в виду, что доходы бюджета Марий Эл растут, относительная величина долга снижается, но в абсолютных цифрах все остается на прежнем плачевном уровне.

Владислав Зотин, первый президент Марий Эл в 1991—1997 годах, рассказал журналистам «Реального времени», что причина финансовой ситуации — масштабное строительство на берегу Кокшаги в Йошкар-Оле, которое развернулось при Леониде Маркелове. При этом дороги и социальные объекты финансировались по остаточному принципу. В одних только детских садах сейчас не хватает более 4 тыс. мест.

При этом Зотин скептически оценивает результаты работы команды Евстифеева, считая, что новая власть часто выдает желаемое за действительное.

Вице-президент Академии наук РТ, доктор экономических наук Вадим Хоменко рассказал о последствиях для Марий Эл казначейского сопровождения бюджета.

Это означает контроль федерального казначейства за расходами. Будет работать государево око. Этого и следовало ожидать, потому что если регион — хронический реципиент, то он не в состоянии вести свою финансовую политику. 

Источник