Мораль не приносит сиюминутных плодов. Мораль и рациональность стоят на разных полюсах. Рациональное измеряется конкретным успехом и конкретными достижений, мораль не приносит конкретных успехов и конкретных достижений, и даже может быть несет больше потерь и убытков. Поэтому подходить к морали с точки зрения дохода нельзя, мораль не для этого. Как только вы начинаете измерять мораль эффективностью, аморальность становится вашей опорой. Мораль связана с общим смыслом и с общим результатом. Мораль - это единственное, что нас связывает не с сиюминутным миром, а с вечностью, с такими вещами как смысл жизни, смысл существования всего сущего. Мораль - это единственное, что нас примиряет с такими вещами как время и пространство, во всей из целостности, а не фрагментарной безысходности. И только через эту призму я могу говорить об искушении, как основном вызове, который человек способен разрешить лишь через мораль, через оценку себя не как здесь и сейчас, а как потом, много потом, через некий дух, который не заканчивается как случается сиюминутный результат, а который как бы определяет вектор всей культурной необходимости, на многие многие годы вперед и рождает то, что мы может смело называть смыслом.

В связи с этим любой момент существования мы может рассматривать сквозь призму искушений, которые обрушиваются на нас, малых и больших, которые мы можем даже не заметить и пропустить безоценочно. Как будто что-то скользнуло и оставило нас одни на один с тем, что случилось и как мы себя вели. Мы можем стыдится тому, что в момент искушения не оказались довольно тверды в своих моральных установках, а можем просто махнуть рукой и постоянное дело может унести нас дальше к новым сиюминутным результатам не давая нам задумать. Но искушения будут возникать и возникать, а мы будем совершать в том числе и моральный выбор, шаг за шагом, и решения будут приносить нам результат, сытость, богатства, потери, уходы и приходы других людей. Но кроме этого искушение будет нашими решениям рождать то, что мы можем назвать смыслом, то что мы называем моральным выбором рождающим новые искушения и рождающим новый мир для других людей. 

Грех рождается там, где искушение не оказалось нам по силами и мы поддались сиюминутной эффективности простого решения. И может быть греховный поступок принес нам огромную массу дивидендов, а искушение было столь сильным, что просто вытащило нас в область греха. Но грех есть грех, он вопреки всему родил будущее, далекое будущее, которое мы едва ли сможем вынести. Мы поддавшись искушению родили собственное страдание, которое может разрушить нас, но уже не в телесном плане, а в плане более сложном, в плане ответственности перед далеким будущим, перед вечностью. Но вечность может не интересовать нас, но она очень интересует наших потомков в их настоящем.

Оригинал