Самый пик тёмного времени года в деревне Кузьмищи в этом году оказался самым тёмным и по взаимодействию администрации сельского поселения со своими жителями. Информированность граждан о собрании по чрезвычайно важному для них вопросу – строительству мусорного полигона – была даже не низкой, а практически отсутствовала. Под Костромой состоялись общественные слушания по проекту материалов ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) объекта "Полигон захоронения твердых коммунальных отходов".

Почти 200 человек всё-таки собрались в зале дома культуры Кузьмищ, съехавшись на собрание даже из других деревень. Многие из них возмущались объявлением о мероприятии. В частности, говорили о том, что на сайте поселения информация появилась чуть ли не накануне. За 4 дня до слушаний чиновники вывесили на улице объявление о собрании, набранное мелким шрифтом; жители сами напечатали крупным, нормальным для людей, шрифтом 20 объявлений  с призывом прийти на слушания, развесили их по деревне, но с утра эти объявления сняла чиновница (глава администрации оправдался тем, что ему передали о завешивании официальных объявлений самодеятельными, чем вызвал усмешку в зале). В соседних деревнях вообще не знали о собрании – объявлений там не было, звонков по мобильной связи (при наличии у деревни двух вышек связи) никому не поступило. Одна женщина из соседнего поселения припомнила, как некогда глава сам лично звонил ей как активистке деревни о пропаже своей собаки, а вот про слушания «забыл», не позвонил и никому не поручил это сделать. Так же и в других деревнях. Депутаты тоже молчали. А учителей в школе вообще задержали намеренно – не давали им идти на слушания (мероприятие назначили в полдень буднего дня).Сработало сарафанное радио – более молодые жители деревни вывесили объявление в соцсетях, люди созванивались между собой, поэтому явка всё-таки  была хорошей. Но ясно, что дело тёмное.

Между тем, сами материалы о полигоне (несколько толстых папок) с месяц лежали в администрации, никем не востребованные (в интернете материалы, даже в самом сжатом виде, не были выложены, а ведь инициатор мероприятия мог бы разместить хотя бы презентацию, показанную на слушаниях). Перед слушаниями в фойе дома культуры вывесили три плаката. Но люди уже на них не смотрели – все шли голосовать «против». Однако в процессе слушаний выяснилось совсем другое. Но сначала - по существу вопроса.

Из докладов главы сельской администрации и представителя инвестора выяснилось, что вопрос о мусоре в этом районе стоял уже с 2013 года: был обширный проект на мусоросортировочный завод вместе с полигоном, но инвестор «слился» в связи с высокой кредитной ставкой банков. В 2016 году другой инвестор построил мусоросортировочный  завод на территории Костромы (областного центра), но вывозить остатки от переработки ему фактически некуда – одну городскую свалку закрыли, у второй остался год да закрытия. Да и законодательство обязывает обеспечивать полный цикл переработки отходов. Под Костромой стали искать подходящие места для захоронения мусора. Перебрали, по словам чиновников, около 50-ти объектов, но все не подходили – то земли лесхоза, то краснокнижные растения, то санитарные зоны, то полезные ископаемые (как в одном из близлежащем карьеров). Остался якобы один вариант – под Кузьмищами. На самом-то деле, не так давно проходили слушания в Красносельском районе – там тоже хотели строить полигон, но люди были сильно против его, и почему-то от этого варианта застройщик отказался.

В начале 2017 года инвестор из Москвы (а костромичи нашли в интернете австрийские ниточки этой организации) пришёл к губернатору области с предложением строительства полигона для ТКО; очень быстро им было получено одобрение и заключено соглашение о выделении в аренду без конкурса (это предусмотрено законодательством) земельного участка под Кузьмищами для размещения отходов. Место запланировали на бывшем военном объекте – дислокации ракетных установок (именно туда хотел прийти и предыдущий инвестор). В мае и в сентябре этого года Росреестр сформировал два земельных участка в этом районе с разрешённым использованием «размещение промышленного объекта/комплекса по обращению с отходами производства и потребления». Как пояснил глава администрации, это бывший один большой земельный участок, разделённый на два, с сохранением предыдущего вида использования (для предыдущего инвестора). Это-то и напрягает – разговор идёт об одном участке, а соседний также зарезервирован под захоронения отходов.

Представитель инвестора рассказал, что полностью прошли необходимые изыскания, расчёты, вывод которых: строить полигон для мусора под Кузьмищами можно. Также было обещано современное цивильное и экологически чистое предприятие, для 35 человек работающих с хорошей зарплатой в 30 тысяч рублей. Мощность полигона будет … Тут опять вышла заминка – была озвучена цифра в 150 тысяч тонн в год, но представитель завода, с которого, собственно, будут приниматься отходы, озвучил свою цифру, выраженную в кубометрах (кстати, в этой единице измерения сдают мусор от домов Костромы управляющие компании и другие подрядчики). Присутствовавшие напряглись  - откуда же будут свозиться отходы? Их успокаивают – с Костромской области, из соседних районов, ведь нигде нет цивилизованного полигона, а есть несанкционированные свалки без контроля и рекультиваций.

Проектировщики рассказали о технологии строительства полигона – котлован с многослойной биосинтетической гидроизоляцией со сбором фильтрата, пруд-накопитель, очистные сооружения, отпугиватели птиц. В общем, мышь не пробежит. Но жители тут же возражают: «У нас две лесопилки у деревни, так у обеих копятся опилки и тихо дымят, дышать порой невозможно, но никто не реагирует». Житель одной из деревень сообщил о вони от местной свинофабрики – с неё осуществляются выбросы отходов прямо в поле, в том числе к речке; при западном ветре дышать невыносимо, но опять же никто не реагирует.

Люди стали возмущаться: «Почему прямо у жилых домов хотят строить, ведь 1,5 км это мало?» Им отвечают: «Всё по нормам Санпина». Экологи беспокоятся о ближайшем Башутинском водозаборе (для деревень и для части Костромы), о подземных стратегических запасах чистой воды района (от них к губернатору направлено официальное обращение). Чиновники из департамента природных ресурсов поясняют: «Водозабор не может развиваться в сторону деревни, т.к. на его пути кладбище, а по проекту полигона на границе с водозабором наверняка будут контрольные скважины. Кроме того, разработка Башутинского водозабора и так снизила уровень воды в соседних – Апраксинском и Никольском, поэтому вряд ли его будут разрабатывать дальше. Ну, и соседняя с водозабором земля находится в частной собственности, собственник может не пойти на использование своих земель под водозабор».

Присутствующие всё равно негодуют: «Нам нет дела, куда все будут свозить свой мусор, только не к нам! Мы имеем право на чистый воздух! У нас по области и району и так высокая онкология. Не нужны нам ваши обещания! Лучше бы нашли инвесторов для возделывания наших полей, для развития фермерских хозяйств! Не надо нам вашего мусорного бизнеса! Семь лет нас не собирали, власть не хочет с нами общаться, она нас игнорирует! И вот опять она к нам спиной встала! Вон в Москве какие мусорные проблемы – летом закрыли мусорный полигон «Кучино» под Балашихой. Значит, и у нас такие могут быть. А мы не хотим!  Нас и батюшка благословил быть против полигона».

Не зря перед началом собрания всех предупредили: «Ведите себя прилично, всё записывается, а в ДК дежурит полиция». Не случаен и костромской десант Общественной палаты из четырёх человек, офицеров запаса: один из них взял слово и говорил о том, что надо решать общегосударственные задачи по утилизации мусора, что других выходов нет, что всё будет хорошо. Но люди кипят, требуют голосования. Глава администрации наконец объявляет то самое голосование, но … предлагает высказаться по всем внесённым на данных слушаниях замечаниям и предложениям к материалам по оценке воздействия на окружающую среду объекта "Полигон». Жители в шоке – этого они не ожидали! Оказывается, всё уже решено без них, граждан только спросили о деталях, но сами материалы уже одобрены и скоро пойдут на госэкспертизу. В случае положительного решения будет сделан проект и начнётся стройка…

На этом фоне как-то нелепо выглядит единственно дельное предложение о создании общественной комиссии по контролю за стройкой и деятельностью полигона. Причём собирать комиссию надо не из чиновников и депутатов, и не из квазиобщественности типа Общественной палаты, а из жителей-активистов. Но пока формирование такой комиссии не получило должного внимания со стороны граждан: они не верят, что их вот так просто провели за нос и продержали в темноте и в неизвестности. Активисты собираются провести своё голосование по запрету строительства. Таким образом, некогда рассуждать, но крайне однозначно сформированное мнение людей по отношению к властям: «Вы нас не уважаете, и нет вам доверия».