Люди в западных странах давно оказались озадаченными вопросом: почему сытость не ведет к счастью? На почве этой проблемной ситуации общества потребления выросла целая индустрия по производству советов в стиле «как стать счастливым?» Ответы ищут в культуре разных стран. Совсем недавно (точнее в 1017 г.) среди них оказалась Швеция. В англоязычных СМИ появилась целая серия публикаций на эту тему и даже британская книга «The Lagom Life: A Swedish way of living» (CICO Books, 2017), написанная автором шведского происхождения Элизабет Карлсон. Эта книга тут же была переведена на русский язык под названием «Лагом. Шведские секреты счастливой жизни». 

Суть шведской формулы проста и скучна, как шведский пейзаж: лагом — это простая, практичная жизнь, в равновесии с окружающим миром, умеренность выражаемая фразой «не слишком много, не слишком мало, а достаточно» или «ровно столько, сколько нужно». Разумеется, «достаточно» — понятие относительное: то, что для одного поколения роскошь, для другого — просто достаточно. В современной Швеции фокус заметно сдвигается в сторону экологии, баланса между работой и свободным временем. Как пишет Э. Карлсон, «Лагом — это больше философия, чем образ жизни». Ее ядро — понятие золотой середины. 

Как отмечает Bronte Aurell, шеф-повар заведения скандинавской кухни в Лондоне, слово «лагом» шведское, но заключенная в нем концепция — северная. И она применима ко всему — от кофе до конфет, от одежды до автомобиля и погоды». Другой швед Johan Hugo описывает лагом через житейские правила: «Не строй самый большой дом в городке и не покупай яркие вещи, но и не будь бедным!» (The Telegraph. 16.01.2017).

Как ни странно, но эта формула мне очень напоминает схожую мудрость йоги, тоже упирающей на поиск гармонии — с собой, с окружающими и космосом. Сложнее, чем у шведов, но суть та же. И совсем близко датское понятие хюгге (hygge), которое чуть раньше (примерно в 2016 г.) приобрело большую популярность в странах ЕС и сразу же проникло в Россию. Понятия близки, но это не одно и то же, однако это уже иная тема. В 2017 г. лагом в Британии оттеснило (или -а) хюгге. 

У философии лагом есть и политическая составляющая. Как пишет Э. Карлсон, многие шведы живут в уверенности, что государство будет заботиться о них с колыбели до могилы, что им не придется бороться за выживание, что способствует внутреннему покою. Жизнь, мол, могла бы быть и лучше, но «и того, что вы имеете сейчас, вполне достаточно». Отсюда и путь к счастью по-шведски: «Ощущение, что у вас всего вполне достаточно, не больше и не меньше, чем нужно, дарит счастье надолго». Разумеется, у всех представления о «достаточно» разные. И когда суета борьбы за выживание отходит на задний план, как и стремление участвовать в потребительской гонке, появляется пространство для наполнения жизни смыслами с помощью свободного времени, проводимого с семьей и друзьями, наполняемого хобби. 

 R. Orange в «The Guardian» (17.2.2017) приводит пример шведской простоты. Самым большим культурным шоком за время жизни в Швеции для него было участие в свадебном торжестве, в котором кроме него с женой, новобрачных, родителей и узкого круга друзей, собравшихся в обычном пабе, не было никого. И никаких пышных и громких ритуалов, которые бы отличали свадьбу от обычной вечеринки! 

R. Orange пытается интерпретировать смысл не поддающего переводу слова лагом: «Это о том, что не стоит делать то, не является необходимым или излишним, фокусируешь на том, что абсолютно существенно, зная при этом, когда надо остановиться». Он выводит лагом из лютеранской этики самоограничения. Однако R. Orange, наблюдая британскую моду на житейскую философию и этикет лагом, критически отмечает, что во многом это уже миф, т.к. реальные шведы уже давно не уж и сдержаны и в манерах, и в потреблении, как требует лагом. 

Оригинал