Политика насильственной русификации, которая проводится сейчас в путинской России и которую поддерживают отдельные шовинисты и ксенофобы – эта политика не вечная. Она может дать обратный эффект, причем неожиданно.

Все зависит от итогов гибридной войны, которую на мировой арене ведет путинская империя. Поражение в ней, даже не военное, а политическое, идеологическое подорвет авторитаризм в России. Крах системы авторитаризма приведет к повышению запроса на регионализм и национально-территориальным образованиям. В том числе к языкам.

Поэтому те, кто пытается всячески подавить языки, в т.ч. коми, в одночасье окажутся у разбитого корыта. У этих людей нет перспектив, нет будущее. Разве что только в одном случае, если Путинландия выиграет гибридную мировую войну у всего человечества. Но это невозможно в принципе. Можно создать иллюзию победы, что и делает государственная пропаганда, день и ночь трубя об успехах в Сирии, где будто бы заняли последний опорный пункт боевиков, Абу-Кемаль. Но если война затянется, она будет равносильно поражению. Чем дальше продвинется российская военщина, тем выше риск кризиса в собственном тылу. Все восстания в Российской империи вспыхивали, когда она вели захватнические войны за пределами своей территории.  Для централизованной системы чрезмерный экспансионизм смертелен. Малейшая неудача может привести к обвальному падению. Даже победы нет-нет да подрывают режимы. Даже блестящий Брусиловский прорыв не спас монархию. Иногда военные победы оборачиваются политическими поражениями.

Хотел бы напомнить этим людям: борьба против национальных языков, в т.ч. коми – занятие неблагодарное. Рано или поздно ваша ущербная и контрпродуктивная идеология окажется на свалке истории. У вас имеются козыри, пока в России существует авторитаризм с имперско-шовинистической пропагандистской машиной. А когда авторитаризм падет, у вас не будет никаких козырей. Рано или поздно будет ребром поставлен вопрос о повышении статусов нацязыков вплоть до единственных государственных в одноименных республиках.

А скорость падения режима зависит от многих факторов, среди которых и результат гибридной войны и степень централизации властной вертикали. Высокая централизация делает процессы более динамичными и стремительными. Смута в Луганске – это следствие того, что сверхцентрализация империи приводит к тому, что она начинает крошиться. Там, где у системы слабое звено. Она не способна найти цивилизованные формы разрешения споров и прибегает к грубой силе. Что и приводит к расколу в самой системе.

Эта система не способна эволюционировать и обречена на обвальных крах, который разорвет империю. Народы обретут свободы и будут строить национальные государства. Национальные языки для народов – это инструмент, с помощью которого они будут защищаться от посягательств со стороны Москвы. Важнейший из важнейших инструментов. Чтобы можно было сказать, у нас свой язык, поэтому Москва нам не указ.

Языковой фактор становится все более и более политизированным. И он будет таковым еще больше. Сторонники ликвидации нацязыков, прикрывающиеся красивым, но лживым лозунгом псевдодобровольности в конечном счете проиграют. Не могут они не проиграть. Потому что стоят на позиции общественного регресса. На котором стоит Путин и вся российская политическая система, ущербная, неэффективная и разрушительная.

Малейший кризис в сверхцентрализованной империи чреват тяжкими последствиями. История всякий раз это доказывала. Все что было подавлено неизбежно выходило наружу. В т.ч. важнейший вопрос языка, статус которого будет в любом случае повышен. Историческое будущее на этой стороне. На стороне прогресса.