После принятия властью дискриминационного решения, фактически запрещающего языки народов России, возникает некий водораздел. Некая баррикада, которая рано или поздно заставит сделать выбор.

Суть которой в том, что политика русификации укрепляет и продлевает авторитарный режим Путина. Поэтому те, кто против обязательности изучения национальных языков, в т.ч. против коми, те за Путина. Даже если они заявляют обратное, что дескать не любят Путина, что всей душой против него, что за демократизацию России, но на самом деле своими заявлениями, своей позицией способствуют  усилению власти хозяина Кремля, т.е. отодвигают страну от демократии. Эти люди объективно помогают Путину и его диктатуре. Это все равно что говорить о здоровом образе жизни, но при этом пить и курить.

После известных процессов значение языка как политического символа, некоего системного маркера, резко повышается. Те, кто за демократический путь развития, обязаны быть на стороне национальных языков. Потому что обязаны понять, что без языков демократизации не будет. Те, кто против обязательности изучения нерусских языков, – их место в стане сторонников Путина и великодержавников-ретроградов. Этих последних сейчас гораздо больше, но это люди поворачивающие колесо истории назад. А первых может быть считанные единицы, но ценность их выше. Фактор большинства и меньшинства не играет роли.

Все тоталитарные режимы апеллировали к большинству, а демократии возникли благодаря меньшинствам.

Путин апеллирует к русскоязычному большинству, чтобы укрепить режим личной власти. Как нацисты апеллировали к немецкоязычным массам, большевики – к пролетарскому большинству. Что привело к печальному финалу.

Язык – это инструмент и символ политики. Это очевидно.

Русификация продлевает жизнь авторитарному режиму в России. Чем дольше этот режим будет существовать. тем катастрофичнее финал.

Кто-то из посевдодобровольщиков предлагает компромисс в изучении коми языка. В таких вопросах не может быть компромиссов. Его предлагается с целью легитимизации языковых репрессий. Здесь может быть только или-или. Речь о выборе будущего республики и ее народа. Или будет перспектива нормального национального государства с правами, или бесправная заброшенная окраина.

Не обязательно любить язык, можно даже ненавидеть, но в любом случае надо признать, что без коми языка пойти по пути более-менее нормального развития РК не сможет. Поэтому необходимо коми языку предоставить статус единственного государственного (кан) языка в РК. Объявить и начать развивать. Развивать можно медленно, очень медленно, черепашьими шагами, но последовательно и поступательно. Также нужно действовать во всех республиках в составе РФ.

Комиын, кыдзи и Россияӧ пырысь став мукӧд республикаын кана кывйӧн вермас лоны сӧмын ӧтка кыв – вужвойтырлӧн. Водз ли сёр, но тайӧ быть лоас. Канкыв колӧ ставлы, войтырсикас вылӧ видзӧдтӧг. Кыв – тайӧ кананлӧн фундамент да подув!