Сегодня Госдума  приняла в спешке написанную поправку о СМИ-иноагентах. Она появилась в законопроекте «О внесении изменений в закон «Об информации»: так власти осложнят или запретят работу в России любого иностранного СМИ, вне зависимости от того, нарушает оно законы или нет. 

Что произошло?

Госдума решила срочно «прижать к ногтю» иностранные СМИ, вещающие на территории России. Отдельный законопроект писать было долго, поэтому решено было подготовить поправку в документ, уже прошедший первое чтение. Таким образом сегодня эта поправка со свистом будет принята без обсуждения.

Против кого направлена поправка?

Самое сложное – понять именно это. Вот, что говорится в ее тексте: «Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (иностранное средство массовой информации), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, независимо от их организационно-правовой формы, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников».

Значит, для получения статуса иностранного СМИ-иноагента нужно быть иностранной организацией и всего лишь получать деньги или имущество, хоть как-то не связанные с Россией. 

Получается, что под определение «иностранного СМИ» может попасть кто угодно, распространяющий информацию за границей (и вовсе не обязательно думавший о России). Компания Apple распространяет информацию для неограниченного круга лиц? А Google? А Facebook? А Лувр, когда показывает картины? А занзибарский магазин, продающий книгу про размножение бабочек? То есть речь идет вовсе не о том, что «Радио «Свобода» пишет новости на русском языке и нужно помешать это делать. Из-за спешки депутатов вышло, что законопроект позволяет объявить иностранным агентом вообще кого угодно. Ведь «иностранное СМИ» в документе – это просто короткий синоним предыдущего длинного определения, никаких других критериев «иноСМИ», кроме него, у нас нет.

Как поправку будут применять? 

Важная фраза: «К иностранному средству массовой информации могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента». 

То есть когда и если Минюст захочет – тогда и выдаст ярлык иноагента кому угодно. От Apple до занзибарского магазина. Да что там: любая зарубежная музыкальная группа тоже может оказаться СМИ-иноагентом, ведь она получает деньги от иностранцев (те покупают ее треки).

Будущий закон – избирательного действия, он будет применяться из соображений политической целесообразности, так как никаких иных критериев в нем нет.

При этом для признания иноагентом НКО Дума раньше разработала более детальные критерии (121-ФЗ): НКО должна участвовать «в том числе путем финансирования в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Конечно, в итоге политической деятельностью Минюст стал считать что угодно, от экологии до памяти жертв репрессий, но в законе хотя бы было более четкое определение и ряд, пусть зачастую и не работающих, исключений: «К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества». 

Ни о чем подобном по отношению к «иностранным СМИ» не говорится.

 

Что грозит СМИ-иноагенту?

К нему будут применяться те же правила, что и к НКО-иноагентам. Это значит, что речь идет в том числе об уголовных статьях.

Статья 239 УК РФ «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан». Она наказывает за «создание некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией либо структурным». В части 3 статьи наказание введено и за пропаганду тех же деяний. Максимум – до трех лет лишения свободы.

И снова представим, что житель, допустим, Мадагаскара, продает на сайте Amazon книгу «Как хорошо быть революционером». И руководству Amazon российский суд по новому закону сможет выписать три года тюрьмы, хотя о России и ее законах никто и не подозревал. Но в документе, принимаемом Госдумой, о России ведь тоже нет ни слова.

Следующая статья УК против НКО – 330.1, «Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента» (до двух лет лишения свободы).

Что это за обязанности? Предоставление документов для включения в перечень НКО. Увы, но ничто не помешает Минюсту потребовать, скажем, от Reuters зарегистрироваться как иноагент, а потом завести дело на все его руководство: законопроект написан именно так, чтобы это позволять.

В лучшем случае дело ограничится штрафом по 192-ФЗ.

 

Что должен делать иноагент, чем мешает этот статус?

Обязанности СМИ-иноагента приравнены к обязанностям НКО-иноагента. Вот, чего от них требуют:

предоставлять отчет в уполномоченный орган о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов – один раз в полгода;

предоставлять в тот же орган документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, – ежеквартально;

предоставлять аудиторское заключение – ежегодно;

размещать в интернете или предоставлять СМИ для опубликования отчета о своей деятельности сведения, представляемые в уполномоченный орган, – один раз в полгода;

указывать в издаваемых и (или) распространяемых материалах, что они изданы и (или) распространены НКО-иностранным агентом.

Трудность здесь заключается в огромном числе бумаг и времени, требуемом на их оформление, а также в подрыве репутации ярлыком «иноагента». 

 

И напомним: в списке Минюста сейчас 87 НКО-иноагентов. Это «Мемориал», «Сова», «Эковахта по Северному Кавказу», «Комитет по предотвращению пыток», «Дианстия» и множество других полезных для России организаций. Поэтому прогноз о том, кого Минюст будет признавать СМИ-иноагентами, очевиден.